Саратов 22 ноября 2016, 21:08

Вопрос дня: что такое городская сегрегация?

Что такое городская сегрегация?

Рассказывает Виктор Вахштайн, профессор факультета социальных наук МВШСЭН

Если совсем простыми словами: богатые белые живут в одном квартале с богатыми белыми, а бедные черные – по соседству с бедными черными. Новая московская элита продолжает обживать «Дом на набережной», а гастарбайтеры предпочитают поселок «Дары природы» на МКАДе.

В социологии есть несколько базовых объяснений городской сегрегации. Первое: каждый отдельный индивид действует рационально, а по совокупности действий получается какая-то фигня вроде гетто для бедных и гетто для богатых.

Эта гипотеза Энтони Гидденса: «Представьте себе шахматную доску с расположенными на ней наборами пяти- и десятицентовых монет, которые, подобно индивидам, живущим в городской зоне, рассредоточены по этой доске в случайном порядке.

Предполагается, что, несмотря на тот факт, что явная враждебность друг к другу отсутствует, члены одной группы не хотят жить по соседству с членами другой, ибо в таком случае они оказываются в этническом меньшинстве. Каждая монетка перемещается по шахматной доске до тех пор, пока не оказывается в положении, при котором по меньшей мере 50% сопредельных монет принадлежат к той же группе, что и она.

В результате мы получаем модель максимальной сегрегации. Десятицентовые монеты образуют своего рода гетто среди пятицентовых соседей. Подобный “эффект композиции” является следствием совокупности действий – тех, кто передвигал монеты по доске, или посредников, функционирующих на рынке недвижимости, – каждое из которых носит преднамеренный (или умышленный) характер. Вместе с тем, конечный результат никто не планировал и не желал. Как таковой он принадлежит всем и никому» («Устроение общества», с. 50).

Другая гипотеза принадлежит Пьеру Бурдье.

Дело не столько в стихийных действиях отдельных людей, сколько в тех социальных структурах, которые заставляют их действовать определенным образом. Эти структуры укоренены и в вашем пространстве обитания, и даже в вашем теле.

Бурдье называет такие укорененные в теле структуры «габитусом»: «Можно физически занимать жилище, но собственно говоря, не жить в нем, если не располагаешь негласно требующимися средствами, начиная с определенного габитуса. Такое положение у тех алжирских семей, которые, перебираясь из трущоб в район HLМ, обнаруживают, что против всех ожиданий, они “сражены” новым, столь долгожданным жилищем, не имея возможности выполнить требования, которые оно негласно заключает в себе, например, необходимость финансовых средств на покрытие вновь появившихся расходов (на газ, электричество, а также транспорт, оборудование и др.), но еще и тем стилем жизни, в частности, женщин, который обнаруживается в глубине с виду универсального пространства: начиная с необходимости и умения сшить шторы и кончая готовностью жить свободно в неизвестном социальном окружении» («Практический смысл», с. 46).

А потому городская сегрегация – это проекция на город структуры социальных отношений. Впрочем, это только два (взаимоисключающих) социологических решения «задачи о сегрегации». Есть множество других – как в социологии, так и в других дисциплинах.

Источник: TheQuestion.

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru