Саратов 21 декабря 2015, 13:50

"В ад с закрытыми глазами": лучшее российское кино 2015 года

Русское кино в своем большинстве — как русский бунт, такое же бессмысленное и беспощадное к зрителям. Ужимки юмористов, идиотские диалоги и переигранные по сотому разу сюжеты заставляют искренне завидовать людям, чей мозг настолько не требователен к окружающей среде, что с радостью воспринимает подобный контент. Хорошие или хотя бы просто интересные русские фильмы выходят редко, показывают их не везде, но обратить на них внимание необходимо — понять, что не все еще потеряно, либо убедиться в обратном. Сегодня TSR собрал для вас несколько достойных и необычных кинолент российских авторов, чья премьера в РФ состоялась в уходящем году.

"Под электрическими облаками" (реж. Алексей Герман младший)

"Под электрическими облаками" — одновременно фильм ни о чем и о всем сразу: о туманном будущем, о человеческой судьбе, о России, о цикличности времени. Мир находится на пороге большой войны, его герои  живут совершенно разными жизнями, но каждый из них принадлежит к тем, кого в классической русской литературе называют "лишними людьми". Этот фильм — про их жизни, борьбу и преодоление. "И еще про один недостроенный дом", — добавляют авторы.

"Смотреть «Под электрическими облаками» — это падать вовнутрь себя, как в кроличью нору.  Это такой метафизический реализм, где люди пытаются вырваться из ментального сумрака, который наложен на них ими же самими. Если раньше в русской литературе были герои-отщепенцы, то сейчас в ней героев нет, и в фильме Германа — это тоже лишь персонажи. "Под электрическими облаками" напоминает горькую пилюлю. И горький вкус не потому, что за сто лет, прошедших с момента революции мы так и не научились жить в мире с самими собой. А потому, что так и не научились по-настоящему ценить свое прошлое".

"Племя" (реж. Мирослав Слабошпицкий)

Отличное кино пусть и не российского, но украинского режиссера Мирослава Слабошпицкого, стало его дебютом в формате полнометражек. Двухчасовой фильм, во время которого не произносят ни одного слова — "Племя" это кинолента про интернат для глухонемых подростков. Для любви и ненависти слова не нужны, а именно эти инстинкты были заложены в людях с момента их существования, когда они делились на кланы и племена, разрывая друг друга в войнах и создавая семьи. Этот фильм  является интуитивно понятной картиной, действительно не требующей никаких лишних слов. И это еще один плюс киноленты — абсолютно кошмарные диалоги это бич почти всех русскоязычных фильмов, а тут их попросту нет.

"Мы продолжаем жить в мире, где люди друг другу враги,  где никого нельзя прощать. Этот мир держится не общими усилиями, а наоборот — все разделились на племена. В  этом магнитном поле глухоты и немоты сосредоточена такая бешеная энергетика, которая льется через экран и держит вас в невероятном напряжении все 130 минут"

"Да и да" (реж. Валерия Гай Германика)

Валерии Гай Германике достаточно только рассказать о новом фильме, как аудитория сразу разделится на два лагеря и начнет поливать друг друга (средство для поливания у разных сторон будет различаться). Конфронтация тут не меньше чем после выхода "Левиафана" — кто-то видит в "Да и да" грустную и красивую сказку об одиночестве, которое будет с нами до конца мира, другие плюются кипятком и обличают Германику во всех смертных грехах. Безумная цветокоррекция и происходящее на экране постепенно начинают водить в эпилептическую кому, а песни всеми горячо любимого Пахома мешать картинки в голове в веселый карнавал. Посмотреть "Да и да" стоит — хотя бы ради того, чтобы возненавидеть этот фильм, если не выйдет его полюбить.

"Фильм получился непростым, тяжеловатым — затрагивая что-то внутри, он ещё постоянно давит на мозг, на понимание многих вещей, на само понимание жизни. Но главное в этой картине всё же человеческие взаимоотношения: чистая любовь, в итоге перемешивается с грязью, мысли с бессмыслием, а вера в будущее превращается в безысходность".

"Спасение" (реж. Иван Вырыпаев)

Молодую католическую монахиню сестру Анну из Польши отправляют служить в миссию католического прихода высоко в гималайских горах. Сестре Анне 25 лет, и половину жизни она провела в монастыре. И вот, первый раз в жизни она выезжает в другую страну, и не просто в какую-то страну, а в аутентичный край Ладакх, который является частью тибетской Индии. Приехав туда, сестра Анна оказывается в совершенно незнакомом ей мире. Она сталкивается с совсем иной культурой, с другими энергиями и абсолютно другой религией. Загадочный мир Тибета и случайные встречи в пути приносят сложные мысли и вопросы.

"Фильм «Спасение» — это медитация длинной в 1 час 34 минуты. Образ девушки в католическом облачении так резонирующей с завораживающим пейзажем Тибета, спокойный смиренный закадровый перевод, в котором мы узнаем голос самого режиссера Ивана Вырыпаева — всё это заставляет не просто смотреть фильм, а созерцать его".

"14+" (реж. Андрей Зайцев)

Это история первой любви в 14 лет, разворачивающаяся в спальном районе большого города. История современных Ромео и Джульетты, живущих и в социальных сетях, и на улице с их жесткими правилами и законами, по которым влюбленные не хотят и не будут играть. Чтобы быть вместе, главным героям придется преодолеть многое: их школы враждуют между собой, поэтому их любовь — предательство своего района и своей компании. Родители не готовы принять тот факт, что дети стремительно взрослеют и что каждый подросток — личность, имеющий право выбора. Им мешают собственные комплексы и неуверенность в себе, боязнь сделать первый шаг и страх, что тебя не любят и оттолкнут.

"14+ — безмерно эмоциональная юношеская мелодрама про первую любовь, про детское смятение, про искренние чувства. Каждый, посмотревший картину, найдет себя в ней и вспомнит каким он был влюбленным, глупым, отчаянным, готовым идти на любые поступки, ради пары взглядов и медленного танца. Зайцеву удалось невероятно точно передать интимные и сокровенные переживания главных героев, во всех их подробностях, движениях и мимолетных взглядах".

"Ангелы революции" (реж. Алексей Федорченко)

На дворе 1934 год. Северные племена никак не хотят приобщаться к прогрессивному человечеству, то есть, к порядкам Советского государства. Для этого к ним посылают "десант" — титанов авангарда, призванные расширять Империю с помощью искусства. О революции 1917 года снято уже очень много и с разных полюсов, как социальных, так и политических. Этот фильм — про то, как происходил культурный перелом, чудовищный, но грандиозный.

"Красота, не имеющая корней (она сама отсекла их), столкнулась с культурой, уходящей корнями в тысячелетия. И, конечно, ничем хорошим это закончиться не могло. Со совсем скоро по всему Союзу все это искусство сомнут и запихают в шипастый стальной каркас соцреализма, подчинят одной задаче, одной цели. Настолько сомнут, что мы — которые здесь и сейчас — напрочь забудем о том, каким было настоящее революционное искусство". 

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru