Саратов 18 ноября 2014, 23:06

Душевная кухня

В субботу в Саратове прошел третий Ресторанный день – очередной гастрономический праздник, пришедший к нам из Финляндии. По всему миру открывались десятки однодневных ресторанов, а укутанные в шарфы кулинары прямо на улице разливали чай и суп по картонным стаканчикам. Пока в Монреале в уютном дворике подавали галеты, а в Иркутске в заснеженном парке угощали ромашковым чаем, перед  Саратовом раскрывались новые кулинарные горизонты. TSR вспоминает лучшие моменты прошедшего Ресторанного дня.

Расцвет национальной кухни

У столиков стоят девушки, одетые в черное – они наверняка знают толк в черном кофе и экзистенциальном кино, вот только поварские колпаки и фартуки с французским триколором, словно символы из другого мира, напоминают, что мы на Ресторанном дне в языковом центре Alliance Francaise. Сегодня здесь будет минимум nouvelle vogue, но максимум живописных гастрономических сцен из различных провинций Франции. Пикардия, Прованс, Эльзас и Лотарингия, Бургундия, Бретань  – топонимы звучат не менее аппетитно, чем названия оладий, фаршированных томатов, тартов и закусок на французском. Как говорил герой Дэвида Линча в «Твин Пиксе», ради такого захочется заговорить по-французски.

Новая волна на кофейной сцене

«Насыщай, насыщай!» - говорит один бариста другому, и в этом заключается категорический императив однодневной кофейни Coffee 3 (от кофейни Love Coffee). В основе новой для Саратова кофейной идеологии – ароматный кофе, заваренный альтернативным методом харио, без молока и лучше всего без сахара. При желании в кофе можно добавить мороженую вишню, палочку корицы или самодельные сиропы из граненых декантеров - с шалфеем и с лавандой и ванилью. В меню у Coffee 3 кофе колдбрю и четыре разновидности зерен: три пачки от московских обжарщиков и исследователей кофе Camera Obscura и пачка Handmade Coffee. География различная: Эфиопия, Кения, Гондурас, Перу. Гостям предлагают выбрать кофейное зерно, которое затем измельчают и заваривают при помощи керамической-воронки пуровера – процесс красивый и довольно медитативный. Все это, конечно, прекрасно, но пока что совершенно невообразимо в Саратове вне кофейной тусовки. Поэтому кофе от Coffee 3 гости приправляют сахаром, а оттенкам вкуса придают второстепенное значение. И все же это удачный дебют новой волны кофе, которую прежде можно было отведать только на закрытых мероприятиях или в Москве.

1 / 9

Не центром единым

Главная прелесть ноябрьского Ресторанного дня – это расширение границ, которое с удовольствием отмечают и организаторы. Праздник наконец-то добрался до Энгельса – благо теперь там есть антикафе, а заведения такого формата во многом и обеспечили успех Ресторанного дня в Саратове. В одной только «Дружбе» работало 10 поп-ап ресторанов, а часть площадок сместилась чуть дальше от проспекта Кирова к вокзалу: там открылись два ресторанчика в Love Coffee, Italica Club в ресторане Palermo и «Сделано с любовью» в антикафе «Темная сторона». Студенческий ресторанчик «Вместо пары» развлекал гостей в «кгБаре», а дальше по Московской в гости приглашал центр «Alliance Francaise». До районных окраин праздник пока не дошел, но виной тому лень крупных площадок и торговых центров, которые без труда смогли бы привлечь огромную аудиторию. Ни одна точка не работала в этот день на улице, хотя погода выдалась на славу – ни дождя, ни снега, ни тумана. Заправляться жгучим глинтвейном и лимончелло от Sunset Kolibri приходилось в стенах кофейни, но что поделать – закон есть закон.

1 / 3

Коммерческое+независимое

В этот Ресторанный день было сложно отделить коммерческие ресторанчики от домашних, бывалых участников – от новичков. Кстати, в коммерческой составляющей нет ничего плохого, особенно если речь идет не о пиаре крупной компании, а о первых шагах локального бизнеса. Например, «Розмарин» после августовского праздника стали делать гранолу и другие полезные сладости на заказ, а FlavaLava попытались присоединиться к кафе на одном из саратовских фуд-кортов. Ноябрьские новички – «Кашеварня им. Генри Роллинза» выступили с потенциально очень успешной концепцией: логотип, картонные коробки, простые и в то же время не приевшиеся ингредиенты (чечевица, булгур и перловка) и все это под чутким покровительством панк-героя Генри Роллинза – такой комплект вселяет большие надежды. Не менее приятное впечатление произвел и семейный ресторанчик Family с джемом, печеньем, меренгами и домашним сыром. Пряничная компания Hansel und Gretel сделали ставку не на эффектный брендинг, а на рождественский антураж и очаровательный девичий декор. Синнабоны и кексы, украшенные драже, мармеладом и съедобными розочками идеально гармонировали с этим глянцевым великолепием, так что даже вкус блюд уже не играл особой роли.

1 / 8

Новые стратегии

По словам организатора Дарьи Плехановой, в Саратове отмечается серьезная конкуренция между участниками, поэтому им приходится продумывать новые пиар-ходы, чтобы привлечь аудиторию. Многие хвалят студенческий проект «Вместо пары», где угощали кексами, сэндвичами, тарталетками и пирогами, а параллельно развлекали конкурсами, песнями, настольными играми и рисованием хной. Одновременно со схожей концепцией выступила и студенческая телепрограмма «Мне нравится» - одноименный ресторан был вдохновлен сериалом «Друзья», и за правильные ответы на тематической викторине можно было выиграть что-нибудь из меню. Простые несладкие блюда вроде сэндвичей за символические 15-20 рублей – еще один приятный бонус прошедшего Ресторанного дня, где прежде доминировали пироги и печенье, а за кашами и салатами приходилось охотиться.

«Синьора Луковка» от The Saratov Room сделала акцент на благотворительности и милых подарках, приготовление которых потребовало даже большего усердия и терпения, чем нарезание лука. Каждый гость при покупке пирога с капустой, картофелем или луком получал в подарок бумажную куклу в крафтовом конверте, а заодно делал доброе дело – все собранные средства TSR передаст Анне Кравченко.

1 / 4

Дарья Плеханова, организатор Ресторанного дня:

circle

Третий Ресторанный день показал, что жителям города очень понравился формат. Все с удовольствием гуляли от ресторана к ресторану, расстраиваясь только, что невозможно попробовать все блюда у всех участников. 15 ноября открылось больше 20 поп-ап ресторанов. Для сравнения, в Москве их было не больше 10, и рестораторам приходилось работать в качестве промоутеров на улице, чтобы заполучить посетителей. Но у нас наблюдается следующая тенденция: из-за того, что ресторанов открывается больше, чем среднестатистический человек может посетить за один день, участникам необходимо думать о дополнительном пиаре, не меньше чем москвичам в их случае. В этот раз было много новых участников, которые сразу уверенно заявили о себе и собрали большое количество положительных отзывов. То есть это ребята, которые участвовали впервые и сразу выдали очень высокий уровень качества еды, ее подачи и оформления стенда. Это ребята из Family jam, Coffee 3, Cook Book, «Кашеварни имени Генри Роллинза» и Forget-me-not. Также мы очень любим наших постоянных участников, которые продолжают держать планку - это Sekta Food, Sunset Kolibri и FlavaLava. В общем, у нас получился отличный день с большим количеством вкусной еды, позитивным общением и развлечениями. Ведь это же прекрасная идея для уикэнда: собираешь друзей, и вы не просто гуляете, а исследуете город на предмет оригинальной и вкусной еды. И весь город превращается в большую компанию. Домой приходишь сытый, с десятком новых контактов. Очень надеемся, что четвертый Ресторанный день пройдет не хуже. Сейчас мы анализируем прошедший фестиваль, думаем что, как и где можно улучшить. Следующий Ресторанный день пройдет 15 февраля. И регистрация на него уже открыта!

Ольга Гоч, организатор Ресторанного дня:

circle (1)

В этот раз число участников резко возросло, но вместе с тем и резко возросло число гостей, что не может не радовать. Рестораторы гордо рассказывали о том, как соседние профессиональные рестораны страдали от отсутствия посетителей, а поп-ап рестораны только и успевали встречать новых. Я уверена в том, что растет социальная составляющая фестиваля. Люди общаются, знакомятся, обсуждают, приводят с собой друзей и семьи, на это очень приятно смотреть. Плюс все больше появляется оригинальных блюд, благодаря которым гости могут познать новую историю отдельного человека или какой-то отдельно взятой страны. Конкуренция среди ресторанов чувствуется все больше, а это значит, растет и профессиональный уровень наших еще недавно любителей-кулинаров. Приятно смотреть на те примеры, когда кулинарное дело наших рестораторов выходит и за рамки фестиваля. Я уверена в том, что этот фестиваль может стать отличным стартом любого нового проекта, когда люди просто не уверены в том, как на их продукт отреагирует публика.

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru