«Я не художественный критик, но могу вам сказать точно, что это преступление»
«Style Wars», 1983
В прошлый четверг в рамках проекта «Воздушная кукуруза» в Redbar'e показали документальный фильм Тони Сильвера «Войны стиля». Это история противостояние зарождающейся хип-хоп культуры и мэра Нью-Йорка.
«В Саратове граффити становится все более значимым культурным явлением, — рассказывает TSR Ангелина Черток, куратор проекта. — Если раньше этот вид искусства считался вандальным, то сейчас даже власти пересмотрели свое отношение к нему. Достаточно вспомнить расписанный фасад Набережной. В общем-то, мы решили совместить в этой вечеринке историю и современность: показать, как граффити как вид искусства только зарождался и что с ним стало в наши дни».
За «наши дни» на вечеринке отвечали саратовские граффитчики. Организаторы кроме кинопоказа устроили электронную фотовыставку, на которой транслировали работы Евгения Мулука, Евгения Кровякова, Даниила Данилова, Санчо Васильева и Camin mraz'. Последний, кстати, на той же вечеринке играл техно.
«Меня не особо волнует, как пройдет сегодняшний сет, – Викентий Беликов (Camin mraz') отвечает на мои вопросы коротко и безразлично. – Я пришел поиграть для себя, еще для ребят, но если никто не поймет мою музыку, я буду удовлетворен в любом случае».
С небольшой задержкой он встает за пульт и начинает сводить треки. Его лицо остается таким же безразличным, даже не смотря на то, что, по его рассказам, это является его любимым делом. Те пятнадцать человек, которые сидят в первом и единственном ряду, вдумчиво вслушиваются в техно. Никакого веселья, никаких улыбок. Сплошное уныние, которое разлетается по красному залу. От столика к столику ходит фотограф – единственный, кто вызывает интерес в помещение. Все начинают улыбаться и проявлять признаки жизни, как только он подходит к ним. Но стоит только ему нажать на кнопку спуска затвора, огонь в зрителях тухнет. Фильм немного оживляет публику, но ненадолго. Спустя двадцать минут кто-то встает и уходит из зала.
- Почему вы уходите? – спрашиваю я двух девчонок. - Я жила в Америке, хорошо знаю хип-хоп культуру, мне просто стало не интересно. Но в другой раз обязательно приду, – отвечает мне одна из них. - Вы тоже были в Америке? – спрашиваю я вторую девушку. - Нет, мне просто не интересно. Я думала, фильм будет на английском, с субтитрами, – отвечает она коротко.
С показа мечтателей прошло две недели. За это время «Кукуруза» решила проблемы со звуком.
- Ну, как тебе «Воздушная кукуруза»? Стоит идти? – спрашивает меня Рита. - Чтобы посмотреть кино, да. Чтобы тусануть, не думаю, – отвечаю я ей. – Они наладили звук, но скучающие люди никуда не исчезли. - Они никуда и не исчезнут, этот город – приют для скучающих людей. - Ну, не надо. Огонь есть в каждом, только никто пока не может его разжечь.
2000 год. Юный Децл, раскачиваясь, зачитывал о хип-хоп культуре, крутые парни танцуют брейк. Они рисуют черными маркерами на партах, выкрашенных в синий, и носят широченные штаны. Самые ловкие крутят черепаху и клеят девчонок. В 2000х никто не считал их андеграундом. Никто из них не знал, что было в Нью Йорке в 1983 году. Они жили здесь и сейчас. В них было столько жизни и огня, что, казалось, они будут гореть этим вечно.