Саратов 22 октября 2014, 22:06

"V" значит винил

Паблик Mr Tapes базируется в Энгельсе и именно оттуда отправляет пластинки по всей России, а между делом занимается музыкальным просвещением. Интернет-магазином заведует Михаил Юров, к которому TSR заглянул на чай и поговорил о пластинках, меломанах и спасении души в провинции.

IMG_3185_0

Небольшая комната в желтоватой гамме напоминает обитель знаменитого киношного собирателя винила – Сеймура из «Призрачного мира». Стеллажи заставлены стопками пластинок, в картонных коробках, как в библиотечном каталоге, разложены EP на виниле и CD-диски. С пластинками конкурируют только книги: художественная литература, альбомы по искусству, философия. Пушистая лента мишуры  - это единственный элемент декора в комнате, где главные виниловые сокровища надежно упакованы в картонные конверты  - потрепанные и совершенно новые, прошедшие десятки рук или только что привезенные со склада. Мы рассматриваем обложки и масштабные развороты пластинок, а Михаил рассказывает нам о коллекционировании и своем магазине Mr Tapes.

Об игре слов, первых покупателях и страстях по краут-року

circleМы начали свой проект прошлой зимой. Один из основателей Mr Tapes, Арсений, давно собирал пластинки, а я приобретал по одной штучке раз в полгода – если обложки нравились. Тогда я абсолютно ничего в этом не соображал. Мы решили создать бюджетный вариант [магазина] – группу во ВКонтакте. У нас уже были какие-то небольшие коллекции пластинок, часть решили привезти из-за границы. Сделали группу, я придумал название Mr Tapes, которое, я полагал, будут понимать все, но, как оказалось, не понимает почти никто, даже меломаны. Когда в студии происходит запись, ее конечный вариант, перед тем, как отправиться в тираж, называется «мастер-лента» – master tape. В нашем случае, «Tapes» – потому что записей много, а «Mister» – потому что это можно будет потом как-то обыгрывать, делать брендинг. Такая игра слов. Привезли мы все, отфоткали и стали продавать.

Первые покупатели были местные - типичные саратовские собиратели, олдовые мужики. Долго рылись, чего-то выбирали. А у нас естественно были Pink Floyd, Led Zeppelin – на них и налетели, как мухи на варенье, и смели сразу все интересное. Потом пошли уже заказы через интернет. Вся работа по раскрутке проводилась вручную. Постепенно продажи стали проходить сами по себе. Сейчас даже обидно – в первых партиях были такие вещи, которые я бы сейчас купил втрое дороже, чем я их продал. Альбомы краут-рока на редких оригинальных лейблах мы отдавали, лишь бы клиенты были. Все держать в наличии невозможно, поэтому сейчас магазин больше занимается заказами. В основном люди пишут, что они хотят, а я знаю, где это найти в разы дешевле.

1 / 3

Сейчас сайт разрабатывается, и, я уверен, там будет не только скучный каталог музыки и мерча, но и масса видеообзоров на винил и технику, советы, рецензии по конкретным релизам и технике - все, что дополняет уединенную жизнь коллекционера. Также хотелось бы помогать музыкантам с продвижением их релизов, если они сами проявят к этому интерес.

О филофонистах и олдовом скучном роке

Коллекционеры винила - это в основном мужички под 50 и выше, которые имеют неплохой заработок и так пытаются разнообразить жизнь. В музыке из них, как правило, соображает мало кто. Есть так называемый русский народный рок – это группы вроде Nazareth, Uriah Heep – то, что человеку современному кажется нафталиновой херней. Они это все обожают и собирают, то есть музыкальным вкусом там и не пахнет. Итальянскую попсу тоже очень любят. Редко попадается чувак старше 50, который действительно что-то соображает и ищет, скажем, толковый джаз. Они ищут то, что в молодости услышали по какому-нибудь «Голосу Америки» и теперь всю жизнь занимаются собирательством этого на виниле.

1 / 3

Очень быстро покупают все тех же Битлов, Pink Floyd, классический английский рок, реже американский. Есть любители конкретных жанров, типа фанка или соула. Но разброс большой – наверное, не было еще такого, чтобы два человека у меня заказали одну пластинку. Сейчас мне пишет девочка, которая хочет группу Jethro Tull – это такой сложный прогрессив. До этого чувак заказал Judas Priest – тоже олдовый скучный рок. Кто-то покупает Arctic Monkeys, кто-то покупает какой-нибудь Death in June.

О виниле как модном хобби и о трепетном отношении к музыке

Да, винил – это хипстерское хобби. История циклична – в 80-90-е, когда пошли в ход DAT-кассеты или диски, винил выкидывали на дальнюю полку: «Все, у меня есть диск, нафиг мне этот стеллаж». Прошло немного времени, и все выкидывают диски и готовы их обменять на одну пластинку. Что касается звука, то, честно говоря, я не специалист, но есть какие-то исследования, которые говорят, что CD на хорошей аппаратуре не уступают пластинке. Мне, если честно, пофигу. Я никогда не буду тратить миллион на серьезное оборудование, да и не знаю тех, кто стал бы. Мне нравится сам процесс. Лично себе я редко покупаю вещи, которые я уже знаю. Например, кто-то любит Joy Division и первым делом покупает их пластинку. Мне, наоборот, интереснее купить то, что я не знаю, и найти что-то новое. Таким образом, расширяется кругозор, и это стало для меня главной фишкой.

1 / 6

Десять лет назад все мечтали, чтобы интернет был не по карточкам, потому что они очень быстро кончались. Потом появился безлимит за космические деньги, и это было счастье! Появилась возможность скачивать, все полезли на торренты террабайтами качать музыку. В результате музыка обесценилась совершенно. Любой человек открывает ленту, а у него там новости – у этого вышел альбом, у этого, а уже нет времени и желания это слушать. Но когда ты покупаешь какую-то материальную вещь, ты становишься настоящим слушателем. Ты понимаешь, что хотел передать сам артист, когда он этот альбом записывал. Звук – это большая часть того, что музыкант вкладывает в записи, но те же конверты, пожелания, то, как это все оформлено – это тоже было важно в свое время. Некоторые альбомы из-за обложки становились культовыми. Я себя чувствую какой-то частью этого музыкального процесса. Превращаешься в соучастника, а не в потребителя. Этого нет, когда слушаешь музыку на айподе. Благодаря винилу, я узнал то, какой музыка должна быть на самом деле. Я открыл для себя все те жанры, которые стали для меня важной частью жизни: краут-рок  - немецкую прогрессив-психоделику, джаз. . Огромного количества музыки, выпускавшейся 40 или 50 лет назад на виниле, просто не существует в цифровом виде. То есть, приобретая такую пластинку, фактически получаешь доступ к чему-то настолько уникальному, что, возможно, эту музыку до тебя слышали только американцы из штата Огайо. И больше никто. Потрясающие ощущения золотоискателя.

О приятных бонусах и милых находках

Забавно, когда мы заказываем пластинки у своих поставщиков, а они нам кладут в заказ какие-нибудь вкусности, шоколадки немецкие, например.

Пластинки для магазина я не только заказываю в интернете, но и покупаю везде, где бываю – Одесса, Петербург, Москва, у каких-то случайных алкашей на рынке. Я всегда к ним подхожу, завязывается разговор. Часто в пластинках попадаются вещи, оставленные прошлыми коллекционерами – рукописный текст песни или подарочные записи, вроде «Вольфгангу от Гюнтера на Новый 1973 год». А там какой-нибудь редкий краут-альбом, и думаешь – нифига себе какие пластинки люди дарили! У нас в Советском Союзе обычно дарили Анну Герман, а тут краут или психоделик-рок. Жалко, что часто коллекции со смертью своего собирателя умирают также.

1 / 2

О кассетах с блэкухой и бруклинской торговле

У каждого носителя свой неповторимый звук, и кассеты для некоторых жанров очень даже пригодны. Классический рок или прогрессив на кассетах лучше не слушать, а хип-хоп, выросший на микстейпах, которые передавали в Бруклине или толкали с тачки по два доллара, - это начало всех начал. Если ты любитель Битлов, то ты собираешь первые издания на виниле, а если ты любитель хип-хопа, то гоняешься за кассетой. Особенно если она в пленочке. Блэкуха, сумасшедший индастриал тоже неплохо котируются на кассетах.

О просветительской миссии торговца винилом

Увлечение музыкой никуда не делось, исчезло желание ее приобретать себе в личное пользование, а не просто слушать. Все это тесно связано не только с культурой потребления, когда большинство предпочитает купить домой пельмени, а не сходить куда-то, но и с уровнем жизни. У тех, кто действительно в музыке заинтересован, нет денег. Пластинка за 1500-2000 р.  – это прилично, тем более одна пластинка – это всего лишь один альбом, 40 минут музыки. А те, кто может позволить себе потратить 10 000 на музыку, не будут этого делать. Состоятельным людям это нафиг не надо.

При том, что винил хипстерский, люди, которые готовы потратиться, – это задроты, которые лучше недоедят или в клуб не сходят, но приобретут себе пластинку любимой группы. Я всегда готов снизить цену и продать по себестоимости, если вижу, что человеку правда нужно, и я ему чем-то помогу. Может, я преувеличиваю, но я вижу в этом некий просветительский подтекст со своей стороны.

IMG_3255_0

О будущем винила

Я не думаю, что будет какой-то серьезный бум винила, особенно в провинции. Но винил можно было бы приобщить к массовой культуре, только если его постоянно везде пичкать – допустим, в заведениях не выступали бы какие-то паленые группы и диджеи, которые крутили бы с Asus хиты 80-х,  а приходил бы человек, ставил музыку с винила и как-то обращал на себя внимание. Не где-то на задворках, а заметно: «Сегодня у нас соул вечеринка, в программе Марвин Гей». Все это показать, дать людям пощупать, что это такое – может, тогда какой-то интерес появился бы. А у нас это пока существует так: все коллекционеры сидят по своим домам, общаются, редко видятся. Это суб-суб-субкультура.

1 / 6

Зачем покупать пластинки сегодня

Последнее время стало до черта всяких пабликов, которые пропагандируют музыку не для всех, типа «Европа перед дождем» - это какой-нибудь там синти-поп на кассетах, редкий индастриал. У них есть популярность, и люди может на компе это и слушают, но одно дело – послушать музыку во Вконтакте, поставить лойс, сделать репост – показать, какой ты необычный. Совсем другое дело – купить пластинку, с которой максимум что можно сделать, так это пофоткать. Поэтому самые ходовые пластинки – это пластинки трушных групп, основателей движений.

Если человек считает себя прошаренным в музыке или в чем-то еще и хочет таковым казаться, ему стоит покупать реальные вещи – книжки, альбомы, пластинки. Важно смотреть на вещи, какими они должны быть. Иначе это равносильно тому, чтобы рассматривать крутые автомобили в Интернете, а ездить на тонированном «тазе». И что немаловажно для провинции, коллекционирование винила - это неплохой способ разнообразить свою жизнь, гораздо лучше, чем дуть пиво или ходить на какие-то убогие концерты. Это особый мир, куда можно погрузиться за достаточно небольшие деньги, а затянет это на всю жизнь.

Специально для  The Saratov Room Михаил составил крутой плейлист, который определенно скрасит тяжелый вечер буднего дня.

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru