Паблик Mr Tapes базируется в Энгельсе и именно оттуда отправляет пластинки по всей России, а между делом занимается музыкальным просвещением. Интернет-магазином заведует Михаил Юров, к которому TSR заглянул на чай и поговорил о пластинках, меломанах и спасении души в провинции.
Небольшая комната в желтоватой гамме напоминает обитель знаменитого киношного собирателя винила – Сеймура из «Призрачного мира». Стеллажи заставлены стопками пластинок, в картонных коробках, как в библиотечном каталоге, разложены EP на виниле и CD-диски. С пластинками конкурируют только книги: художественная литература, альбомы по искусству, философия. Пушистая лента мишуры - это единственный элемент декора в комнате, где главные виниловые сокровища надежно упакованы в картонные конверты - потрепанные и совершенно новые, прошедшие десятки рук или только что привезенные со склада. Мы рассматриваем обложки и масштабные развороты пластинок, а Михаил рассказывает нам о коллекционировании и своем магазине Mr Tapes.
Об игре слов, первых покупателях и страстях по краут-року

Первые покупатели были местные - типичные саратовские собиратели, олдовые мужики. Долго рылись, чего-то выбирали. А у нас естественно были Pink Floyd, Led Zeppelin – на них и налетели, как мухи на варенье, и смели сразу все интересное. Потом пошли уже заказы через интернет. Вся работа по раскрутке проводилась вручную. Постепенно продажи стали проходить сами по себе. Сейчас даже обидно – в первых партиях были такие вещи, которые я бы сейчас купил втрое дороже, чем я их продал. Альбомы краут-рока на редких оригинальных лейблах мы отдавали, лишь бы клиенты были. Все держать в наличии невозможно, поэтому сейчас магазин больше занимается заказами. В основном люди пишут, что они хотят, а я знаю, где это найти в разы дешевле.



Сейчас сайт разрабатывается, и, я уверен, там будет не только скучный каталог музыки и мерча, но и масса видеообзоров на винил и технику, советы, рецензии по конкретным релизам и технике - все, что дополняет уединенную жизнь коллекционера. Также хотелось бы помогать музыкантам с продвижением их релизов, если они сами проявят к этому интерес.
О филофонистах и олдовом скучном роке
Коллекционеры винила - это в основном мужички под 50 и выше, которые имеют неплохой заработок и так пытаются разнообразить жизнь. В музыке из них, как правило, соображает мало кто. Есть так называемый русский народный рок – это группы вроде Nazareth, Uriah Heep – то, что человеку современному кажется нафталиновой херней. Они это все обожают и собирают, то есть музыкальным вкусом там и не пахнет. Итальянскую попсу тоже очень любят. Редко попадается чувак старше 50, который действительно что-то соображает и ищет, скажем, толковый джаз. Они ищут то, что в молодости услышали по какому-нибудь «Голосу Америки» и теперь всю жизнь занимаются собирательством этого на виниле.


Очень быстро покупают все тех же Битлов, Pink Floyd, классический английский рок, реже американский. Есть любители конкретных жанров, типа фанка или соула. Но разброс большой – наверное, не было еще такого, чтобы два человека у меня заказали одну пластинку. Сейчас мне пишет девочка, которая хочет группу Jethro Tull – это такой сложный прогрессив. До этого чувак заказал Judas Priest – тоже олдовый скучный рок. Кто-то покупает Arctic Monkeys, кто-то покупает какой-нибудь Death in June.
О виниле как модном хобби и о трепетном отношении к музыке
Да, винил – это хипстерское хобби. История циклична – в 80-90-е, когда пошли в ход DAT-кассеты или диски, винил выкидывали на дальнюю полку: «Все, у меня есть диск, нафиг мне этот стеллаж». Прошло немного времени, и все выкидывают диски и готовы их обменять на одну пластинку. Что касается звука, то, честно говоря, я не специалист, но есть какие-то исследования, которые говорят, что CD на хорошей аппаратуре не уступают пластинке. Мне, если честно, пофигу. Я никогда не буду тратить миллион на серьезное оборудование, да и не знаю тех, кто стал бы. Мне нравится сам процесс. Лично себе я редко покупаю вещи, которые я уже знаю. Например, кто-то любит Joy Division и первым делом покупает их пластинку. Мне, наоборот, интереснее купить то, что я не знаю, и найти что-то новое. Таким образом, расширяется кругозор, и это стало для меня главной фишкой.





Десять лет назад все мечтали, чтобы интернет был не по карточкам, потому что они очень быстро кончались. Потом появился безлимит за космические деньги, и это было счастье! Появилась возможность скачивать, все полезли на торренты террабайтами качать музыку. В результате музыка обесценилась совершенно. Любой человек открывает ленту, а у него там новости – у этого вышел альбом, у этого, а уже нет времени и желания это слушать. Но когда ты покупаешь какую-то материальную вещь, ты становишься настоящим слушателем. Ты понимаешь, что хотел передать сам артист, когда он этот альбом записывал. Звук – это большая часть того, что музыкант вкладывает в записи, но те же конверты, пожелания, то, как это все оформлено – это тоже было важно в свое время. Некоторые альбомы из-за обложки становились культовыми. Я себя чувствую какой-то частью этого музыкального процесса. Превращаешься в соучастника, а не в потребителя. Этого нет, когда слушаешь музыку на айподе. Благодаря винилу, я узнал то, какой музыка должна быть на самом деле. Я открыл для себя все те жанры, которые стали для меня важной частью жизни: краут-рок - немецкую прогрессив-психоделику, джаз. . Огромного количества музыки, выпускавшейся 40 или 50 лет назад на виниле, просто не существует в цифровом виде. То есть, приобретая такую пластинку, фактически получаешь доступ к чему-то настолько уникальному, что, возможно, эту музыку до тебя слышали только американцы из штата Огайо. И больше никто. Потрясающие ощущения золотоискателя.
О приятных бонусах и милых находках
Забавно, когда мы заказываем пластинки у своих поставщиков, а они нам кладут в заказ какие-нибудь вкусности, шоколадки немецкие, например.Пластинки для магазина я не только заказываю в интернете, но и покупаю везде, где бываю – Одесса, Петербург, Москва, у каких-то случайных алкашей на рынке. Я всегда к ним подхожу, завязывается разговор. Часто в пластинках попадаются вещи, оставленные прошлыми коллекционерами – рукописный текст песни или подарочные записи, вроде «Вольфгангу от Гюнтера на Новый 1973 год». А там какой-нибудь редкий краут-альбом, и думаешь – нифига себе какие пластинки люди дарили! У нас в Советском Союзе обычно дарили Анну Герман, а тут краут или психоделик-рок. Жалко, что часто коллекции со смертью своего собирателя умирают также.


О кассетах с блэкухой и бруклинской торговле
У каждого носителя свой неповторимый звук, и кассеты для некоторых жанров очень даже пригодны. Классический рок или прогрессив на кассетах лучше не слушать, а хип-хоп, выросший на микстейпах, которые передавали в Бруклине или толкали с тачки по два доллара, - это начало всех начал. Если ты любитель Битлов, то ты собираешь первые издания на виниле, а если ты любитель хип-хопа, то гоняешься за кассетой. Особенно если она в пленочке. Блэкуха, сумасшедший индастриал тоже неплохо котируются на кассетах.О просветительской миссии торговца винилом
Увлечение музыкой никуда не делось, исчезло желание ее приобретать себе в личное пользование, а не просто слушать. Все это тесно связано не только с культурой потребления, когда большинство предпочитает купить домой пельмени, а не сходить куда-то, но и с уровнем жизни. У тех, кто действительно в музыке заинтересован, нет денег. Пластинка за 1500-2000 р. – это прилично, тем более одна пластинка – это всего лишь один альбом, 40 минут музыки. А те, кто может позволить себе потратить 10 000 на музыку, не будут этого делать. Состоятельным людям это нафиг не надо.При том, что винил хипстерский, люди, которые готовы потратиться, – это задроты, которые лучше недоедят или в клуб не сходят, но приобретут себе пластинку любимой группы. Я всегда готов снизить цену и продать по себестоимости, если вижу, что человеку правда нужно, и я ему чем-то помогу. Может, я преувеличиваю, но я вижу в этом некий просветительский подтекст со своей стороны.
О будущем винила
Я не думаю, что будет какой-то серьезный бум винила, особенно в провинции. Но винил можно было бы приобщить к массовой культуре, только если его постоянно везде пичкать – допустим, в заведениях не выступали бы какие-то паленые группы и диджеи, которые крутили бы с Asus хиты 80-х, а приходил бы человек, ставил музыку с винила и как-то обращал на себя внимание. Не где-то на задворках, а заметно: «Сегодня у нас соул вечеринка, в программе Марвин Гей». Все это показать, дать людям пощупать, что это такое – может, тогда какой-то интерес появился бы. А у нас это пока существует так: все коллекционеры сидят по своим домам, общаются, редко видятся. Это суб-суб-субкультура.





Зачем покупать пластинки сегодня
Последнее время стало до черта всяких пабликов, которые пропагандируют музыку не для всех, типа «Европа перед дождем» - это какой-нибудь там синти-поп на кассетах, редкий индастриал. У них есть популярность, и люди может на компе это и слушают, но одно дело – послушать музыку во Вконтакте, поставить лойс, сделать репост – показать, какой ты необычный. Совсем другое дело – купить пластинку, с которой максимум что можно сделать, так это пофоткать. Поэтому самые ходовые пластинки – это пластинки трушных групп, основателей движений.Если человек считает себя прошаренным в музыке или в чем-то еще и хочет таковым казаться, ему стоит покупать реальные вещи – книжки, альбомы, пластинки. Важно смотреть на вещи, какими они должны быть. Иначе это равносильно тому, чтобы рассматривать крутые автомобили в Интернете, а ездить на тонированном «тазе». И что немаловажно для провинции, коллекционирование винила - это неплохой способ разнообразить свою жизнь, гораздо лучше, чем дуть пиво или ходить на какие-то убогие концерты. Это особый мир, куда можно погрузиться за достаточно небольшие деньги, а затянет это на всю жизнь.
Специально для The Saratov Room Михаил составил крутой плейлист, который определенно скрасит тяжелый вечер буднего дня.