Саратов 21 октября 2014, 03:18

План Б: граффити-карта Саратова

DSC06443

В Саратове решили создать энциклопедию местного стрит-арта. Архитектор, дизайнер и автор проекта Мария Бригадиренко говорит, что идея появилась у нее после воркшопа известного российского урбаниста Свята Мурунова, который проходил в рамках апрельских смарт-выходных в Воронеже.

«Я создала проект, потому что хотелось передать ощущения живого города, который общается с тобой. Мы хотим донести людям идею о том, что граффити может быть не только надписями на заборах, вандализмом, но и искусством, которое всегда несет в себе идею и эмоции. Эта карта должна давать понимание, что искусство – не только в рамке под стеклом, но и на улице. И несет большую социальную значимость».

Идея виртуальной граффити-карты впервые возникла, вероятно, когда появилась возможность обозначать объекты в интернете с помощью специальных сервисов вроде Google Maps. С 2008 года сообщество streetartlocator наносит на интерактивную карту мира места с граффити, трафаретами, стикерами, скульптурами и инсталляциями. По количеству отметок с Америкой может поспорить только родина Бенкси. Кстати, существуют и отдельные граффити-карты Нью-Йорка, того же Бристоля, Буэнос Айреса и других крупных мегаполисов, которые уже трудно себе представить без стрит-арта и других проявлений уличного искусства в общественном пространстве. Сейчас существует как минимум два приложения для телефонов – graffiti mapper и SAL – упрощающие поиск и маркировку новых граффити для пополнения свободной базы данных.

DSC04748

В прошлом году этой темой заинтересовались московские граффити-художники. Они обошли самые известные столичные «места славы» и рассказали о старых рисунках, об истории их появления и современном положении вещей. Разумеется, даже двух материалов на сайте furfur не достаточно, чтобы в полном объеме охватить масштаб московской граффити-культуры. Это необъятная тема, которая находится в постоянной динамике, которую довольно сложно отслеживать, даже будучи ангажированным этой проблематикой. Безусловно, к этому опыту будут обращаться и в дальнейшем. Но такие оффлайн-маршруты несколько отличаются от виртуальной карты, куда любой желающий может загрузить свое фото или найти изображение, которое разместили до него.

«При наличии такой карты граффити становится объектом какой-то регламентной прогулки, – считает граффити-художник и основатель магазина Skills Олег Зябкин. ¬Круто, когда ты заходишь в неизвестный двор и неожиданно встречаешь что-то интересное, едешь по улице и мельком видишь граффити на крышах домов. А такой проект скорее будет интересен при обозначении официальных публичных работ. Например, росписи арок в рамках фестиваля «Легенды Саратова» на проспекте Кирова. Также при непрофессиональном отборе материала администратором такая карта может сыграть плохую роль для имиджа города. Сложности возникают и с наполнением карты самими райтерами. Традиционно никто не хочет афишировать свои места рисования, чтобы избежать наплыва других художников или банальных вандалов, которые могут испортить уже сделанные работы. Все, что художники создают в центральной части города, публика, как правило, видит и находит без труда».

DSC02126

Другие регионы не отстают. В апреле 2014 воронежские активисты, также вдохновленные Муруновым, создали свою граффити-карту, при чем она появилась раньше саратовской. Ее изначальной идеей было создание туристического маршрута по граффити Воронежа. Проект стал расширяться, и его функции несколько изменились. Из простого туристического маршрута он превратился в инструмент фиксации и взаимодействия общества и власти, человека и города, образного и функционального. Впрочем, за всеми этими красивыми словами не всегда идут красивые рисунки, это может быть корявая надпись, нацарапанная на стекле заброшенного дома, или примитивные послания на бетонной стене. Стрит-арт не подразумевает торжество формы, наоборот, главным должно оставаться содержание. И это противоречие вызывает отторжение у многих, кто не готов воспринимать социальное послание, не хочет знать о проблемах города, о себе самом.

DSC05962 К сожалению, саратовский проект сейчас фактически заморожен, нужны заинтересованные люди, которые будут присылать работы, отслеживать появление новых рисунков, как-то модерировать исходные данные. На пути осуществления подобных инициатив неизбежно можно столкнуться с рядом проблем. Одна из них – либо нейтральное, подчеркнуто безразличное отношение властей, либо противодействие, когда работы закрашиваются чаще, чем появляются новые. Их могут закрасить также и неопытные художники. Но еще хуже внутренняя цензура у людей, которые готовы видеть в любом проявлении свободного духа преступление против нормы. Хотя бы вопреки этому нужно создавать подобные образовательные проекты.

DSC00044

«Граффити-карта нужна любому городу, где стрит-арт получил развитие. Саратов отчасти попал в этот список – в основном, за счёт приезжих райтеров, но всё же. Удивительно, но теперь даже чиновники разрешают райтерам оставлять свои работы в некоторых местах, а не брюзжат по поводу вандализма, – говорит журналист и альтернативный краевед Антон Морван. – Это, с одной стороны, правильно и прогрессивно, хотя, конечно, настоящий стрит-арт должен быть анонимным и «нелегальным». Сам по себе факт санкционирования уличного искусства как бы приобщает живое творчество масс, каковым является стрит-арт, к элитарному, «галеризированному» искусству. Это, в общем-то, не ново и из разряда растиражированных поп-культурой портретов Че, постмодернистски переплетающихся с символами общества потребления. Тем не менее «дозволенные» властями граффити деавтоматизируют восприятие городской среды, скрашивая её унылые и серые стены вместе с подлинным (анонимным и бесплатным) стрит-артом, которого в нашем городе ещё мало. Но даже с тем, что мы имеем, карту граффити заводить можно: туристы (да и не только туристы, но все заинтересованные жители) должны знать, что можно посмотреть в городе. Это то же самое, как Викимапия или Народная карта Яндекса: если нам надо найти какой-то объект, мы идём туда и делаем нужный запрос. Если на картах есть, скажем, музеи, то почему бы там же не быть граффити?»

Фото Олег Зябкин

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru