Вчера в Саратове стартовал Первый Поволжский фестиваль современного искусства, инспирированный министерством культуры области и театром Оперы и балета. Мы изучили программу фестиваля и пришли к выводу, что современным и актуальным там будет только председатель жюри, известный московский художник-перформансист Андрей Бартенев. Завтра он покинет наш город, чтобы делать цветной карнавал в Москве совместно с Вячеславом Полуниным. TSR сходил на пресс-конференцию Андрея Бартенева и узнал, почему он здесь и что через год будут носить волосатые испанцы.
Про современное искусство
Мало кто знает, что подразумевает под собой современное искусство в современном мире, и мы должны выяснять это и уделять ему внимание, потому что оно есть. Современное искусство всегда пытается перефразировать и трансформировать те гуманные ценности, которые накопило за всю свою историю человечество. Это такая актуальная форма переложения культурных ценностей прошлых веков. Попытка рассказать через понятный сегодняшним людям язык то, о чем говорили Микеланджело, Рафаэль, Тициан, Бах и Моцарт.
Про архитектуру
С архитектурой в стране большая проблема, и ваш город тоже является отражением этой проблемы. Я вижу в каком плохом находятся исторические здания купеческого периода и это показатель того, что все не очень хорошо. Если бы, например, существовала какая-то программа по сохранению самых лучших домов того периода. В будущем это давало бы энергию художникам соприкоснуться с историей. Для любого творческого человека видеть перед собой образцы истории – это всегда очень важно, потому что ты интуитивно находишь точку опоры. Ты видишь что здесь присутствует прошлое, здесь есть настоящее и значит есть место твоему будущему.
Если история стирается, уничтожаются старые дома, то художник не видит что у него есть место в будущем, приходит неуверенность, которая может разрушить. Я был в командировке в Испании и исследовал побережье, где абсолютно стиралась исторические города и на их месте появлялись небоскребы на пляже. Люди не хотят там жить и уезжают из страны. Если исторический ландшафт вписывается в современные планы и имеет перспективу остаться в будущем - это одна из баз, что творческая личность здесь останется, будет чувствовать себя комфортно и у нее будет перспективное будущее.
Вся моя жизнь – единый творческий процесс.Про Волгу
Я благодарен, что мне дают отоспаться в гостинице, может быть, я сегодня посмотрю город. Я видел из самолета Волгу, из окна гостиницы ее тоже видно. Я закрыл шторы и лег спать.
Про заинтересованность
Я никогда не следил за модой, меня это совершенно не волновало, зато всегда было интересно удивлять самого себя. Если этот опыт над собой вдруг становился модой либо стилем, я здесь абсолютно не причем. Для себя я не вижу никакой разницы между модой и стилем, главное чтобы это было не скучно. Нужно все время быть заинтересованным в том, что ты делаешь, это дает большую перспективу. Вся моя жизнь – единый творческий процесс.
Про свой визит в Саратов
Я понятия не имею, как организаторам удалось заполучить меня, я сам себе задаю этот вопрос. Оказывается, в Москве у меня есть почитатель, который рекомендовал меня. Николай (Николая Шиянов – художественный руководитель фестиваля, - прим. ред.) сразу же вышел на моего директора, а если его в чем-то убедить, он схватит меня за горло и в определенный момент доставит в нужную точку.
Когда я уже прилетел в Саратов и был в машине, простите за такую подробность, спросил, по какому собственно поводу я здесь нахожусь? Поверьте, у меня очень напряженный график, я веду сейчас сразу несколько проектов. Мы делали со Славой Полуниным цветной карнавал в Петербурге, и я знаю, что такое одеть 2.500 человек, а теперь нужно одеть 6.000 в Москве, и я вообще не представляю, что это такое.
Трусы и волосатые колени – это русский авангард который покарает всю планету.Про то, как быть художником
Я всего лишь художник. И, как практикующий художник, могу выражать себя в различных жанрах. Сумбур моих титулов – это пример того, что может помочь молодому таланту состояться. Человек может высказываться в любом направлении: моделировать одежду, рисовать декорации, проектировать мост, писать маслом на холсте, рисовать карандашом на бумаге, делать перформанс, путешествовать, фотографировать, писать музыку - не важно. В современном мире такая мультимедийность и междисциплинарность помогает таланту выжить и эмоционально сохранить себя.
Художник должен быть эпатажным, чтобы его заметили, художников много, среди них большая конкуренция. Для того чтобы создать себе имя, ты должен сделать невероятно нестандартное высказывание, потом ты уже можешь заниматься прет-а-порте офисного образца, как Маша Цигаль.
Про культурный статус
Вы простите, я очень много езжу по России на разные фестивали кино, ландшафтного дизайна и архитектуры и все называют себя столицей. Оставьте вы это, говорите, что вы неповторимый город и достаточно. Я ездил в Тарусу к Ане Берштейн, я был восхищен. Там стоит дом Рихтера, кладбище, где каждое надгробие произведение искусств, там живет столько фантастических художников, но они не кричат: «Мы столица!». Они просто есть. Вы - другое удивительное место. Вы здесь живете и вы создаете этот ансамбль неповторимости, именно потому, что вы - здесь.
Про моду
Вся мода и ее тенденции переживают довольно сложный период, потому что все становится спецодеждой. Есть одежда для клубов, походов в ресторан и на работу, в офис. Исчезла одежда для похода в театр, теперь все туда ходят из офиса, ресторана и даже из клуба. Для меня шокирующим проявлением авангарда являются мужские летние шорты. Трусы и волосатые колени – это русский авангард, который покоряет всю планету. В прошлом году на неделе моды в Милане показывали высокие носки в сандалях - это пришло из Украины и России, наши чуваки там это одевали и Европа пала перед этим стилем, они все там это носят. Может через год самые волосатые испанские мужчины будут ходить в мини-шортах.
Масса людей одетых в строгие костюмы шокирует, ее невозможно победить никаким авангардом.
Про эпатаж
Я всегда думал, что эпатаж когда-нибудь выйдет на улицы российских городов, но с начала 90-х годов этого не произошло и не произойдет. Это международная тенденция, сейчас повсеместно господствуют определенные стандарты дресс-кода. Например, если вы прилетаете в утренний Лондон, а потом наблюдаете Лондон 5-6 часов вечера вы увидите разницу. 90% людей будут одеты в строгие костюмы. Эта масса людей одетых в строгие костюмы шокирует, ее невозможно победить никаким авангардом. Весь лондонский авангард сгустился по каким-то клубам и фестивалям. Но Нью-Йорк отличается от Лондона, там возможно все, а Москва идет по лондонскому направлению.