Санкт-Петербург 19 июня 2017, 21:46

Художница Бартанг о гопниках-упырях и комикс-индустрии в России

В Музее уличного искусства 10-11 июня прошёл «Большой фестиваль комиксов и ностальгии». Мы уже публиковали интервью с одним из гостей фестиваля – Дмитрием Сыендуком. Наш корреспондент Анна Юдаева также поговорила с художником и создателем комиксов, известной под ником Бартанг. На фестивале её можно было встретить на «Аллее авторов» и мастер-классе по рисованию. Одна из наиболее крупных работ Бартанг – веб-комикс «Старые боги», история в жанре фентези.

– Ты упоминала, что недавно презентовала комикс. О каком комиксе идёт речь? – О комиксе «Гопник-упырь», который мы презентовали в Рязани на Bizarre Con вместе со сценаристом Егором Васильевым. Нам стоило бы сделать хорошую красивую презентацию. Но так как в последнее время меня задёргали заказчики, я успела нарисовать только три концепта персонажей, ну и ещё у нас была совершенно дикая раскадровка от Егора. Эту раскадровку мы и поставили первым слайдом - вроде как, чтобы люди сразу поняли, что их ждёт... Люди были слегка шокированы. В целом, это короткая история – всего на двадцать одну страницу – хоррор про вампиров в окружении русских подъездов.

– И главный герой – гопник? – Да, главный герой - гопник-упырь по имени Славик. И, в общем, история про то, как скрипачка Арина возвращается домой из музыкальной школы и натыкается на гопника. И оказывается, что это не просто гопник, а гопник-упырь.

1 / 3

– Звучит, как «Сумерки» по-русски. – Это были бы гоповатые «Сумерки», но нет, там всё гораздо брутальнее. Сверкающего гоп-стопа нет. Мы хотим издать «Гопника» к Comic Con, но не уверены, что успеем – вопрос времени на отрисовку – не то чтобы были какие-то проблемы с печатью. Издавать комиксы в России достаточно просто и иногда недорого. Возможно, потом мы с Егором пустим в печать наш предыдущий проект – «Старые боги», его можно найти на «Авторском комиксе».

– Да, я читала его, и я думала, что у этой истории будет продолжение. – Оно должно быть, но так как мы завалены работой, времени не хватает на проект, который не окупается. Поэтому мы решили сейчас делать «Гопника-упыря», мы рисуем его специально под издание, чтобы продать. Но всё равно планируем продолжать «Старых богов». Возможно, я распечатаю их ограниченным выпуском для фестиваля в Минске, но это не точно, потому что я загружена работой, меня постоянно дергают заказчики, и даже ежедневник уже не помогает, я просто забываю про него.

Если у людей есть готовый комикс, то его можно без проблем издать
– Но это всё равно лучше, чем когда ты сидишь без заказов и страдаешь. – Конечно. Я езжу на фестивали второй год, а до этого сидела дома и думала: «Кому я вообще нужна?». Потом на фестивале я поняла: единственное, что мешало мне зарабатывать, издаваться – это недостаток уверенности в себе. Есть люди, которые хорошо рисуют, я зову их на фестивали, но они говорят: «Кому я нужен, у меня всего лишь двести/ шестьсот/ тысяча/ две тысячи подписчиков в паблике» или «Я рисую каких-то аниме-девочек и фуррей, какие-то комиксы, кому я с этим буду нужен». Комикс-индустрия сейчас активно развивается, и даже низкокачественные проекты способны на этой волне привлечь внимание. Кому-то это наверняка будет нужно.

– Как художник попадает на фестиваль? – Мне обычно организаторы присылают приглашение. Можно самому искать фестивали, но для этого нужно их специально мониторить. Находишь фестиваль, пишешь организаторам, подаешь заявку. Обычно за аренду стола на фестивале платят тысячу рублей, на некоторых берут процент от продаж. И если ты нормально рисуешь, то тебя без проблем аккредитовывают и пропускают на фестиваль.

– И аренда, как правило, окупается? – У меня окупается. Но есть много художников, которые приезжают на фестиваль, сидят с угрюмым лицом и что-то рисуют. К ним подходят люди, спрашивают что-нибудь, начинают с ними болтать, а те сидят зажатые. Понятно, что им не особо весело, и у них мало что покупают. Поэтому надо общаться с народом.

1 / 2

Хочу, чтобы люди получили красивые рисунки, смотрели на них и радовались
– На фестивале ты рисуешь скетчи на заказ, влияет ли скорость работы на качество рисунка? – Ну, конечно, если я рисую дома и без суеты, линии будут более ровными, но на самом деле качество скетчей на фестивале особо не страдает. Мне кажется, что люди, которые рисуют с мыслью «Пипл всё равно схавает», не идут в индустрию комиксов, потому что в ней можно работать только для души. Поэтому когда я что-то рисую, стараюсь сделать это максимально качественно, чтобы порадовать человека. Я знаю художников, которые первое время ездили на фестивали себе в убыток, они печатали мерч и продавали его практически по себестоимости. И когда ты говоришь им, что это убыточно, они отвечают: «Но как я могу продавать дороже, я же просто хочу порадовать людей». Получается совсем какая-то благотворительность.

– Один художник в своём посте писал, будто из-за того, что многие художники в интернете занижают цены на свои рисунки, потом возникают претензии к другим авторам, мол, «почему ты рисуешь так дорого?» – Да, не знаю, почему, но у многих художников заниженная самооценка, хотя они отлично рисуют. Но обесценивание своего труда, вложенных сил огорчает. У меня тоже такое было, но потом я начала ездить на фестивали и подумала: «Боже, что мешало мне делать это раньше?»

– Ты бы хотела работать над каким-нибудь крупным проектом, над линейкой комиксов в большом издательстве? Например, в «Bubble»? – Да, хотела. Вообще мне присылали тестовое задание из «Bubble», я хотела пойти к ним колористом. Фобс (Phobs – художник Анастасия Ким, работает в Bubble – прим. автора) прислала мне где-то семь заданий, я сделала два под разных художников, оба не подошли, а потом навалились другие дела, и в итоге не выгорело.

– О твоём стиле. Как ты его выработала? С одной стороны, он довольно угловатый, но, с другой стороны, цветные работы, например, смотрятся легко, воздушно. – У меня был период, когда я рисовала очень много акварельных портретов, и теперь я не могу рисовать что-либо так, чтобы это не выглядело, как акварель.

1 / 3
Как я крашу: открываю фотошоп, беру стандартную кисть, ставлю прозрачность поменьше и просто зарисовываю лист
А насчёт вытянутых линий – у меня много знакомых художников, и я иногда вижу у них интересные стилизации и пробую. Не сказать, что я всё копирую – просто понимаю, какой принцип художник закладывает в рисунок. Не думаю, что у меня есть какой-то определённый стиль, потому что под каждый проект комиксов я подбираю что-то своё. Некоторые истории выглядят лучше, когда рисуешь их тонкими воздушными линиями и полупрозрачными цветами, а некоторые требуют грубой рисовки, чёрных линий, текстур.

1 / 9

– Откуда ты черпаешь идеи для комиксов? – Я не из тех художников, которые могут просто посмотреть фильм или прочесть книгу и вдохновиться. У меня в голове возникают мысли, долго зреют и собираются в какую-то картинку. Зреть они могут десятилетиями.

Если вы хотите рисовать комиксы, то берите и делайте
– Главное не отложить идею в долгий ящик с мыслью «Потом сделаю». – Именно. Если вы хотите рисовать комиксы, то берите и делайте, даже если делаете плохо. Кто-то сказал: «Какая самая главная проблема русских комиксов? То, что они начинаются и бросаются». И вот есть половина комикса с интересной завязкой, но в итоге ничего не заканчивается. Это примерно как у нас со «Старыми богами», да-да. Но я надеюсь к ним вернуться.

Текст: Анна Юдаева Фото: Анастасия Кирьянова Иллюстрации: Бартанг

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru