30 мая в Петербурге стартует фестиваль "Радуга" - обязательное событие для всех театроманов и просто неравнодушных к современному искусству людей. Как выяснила TNR, в этом году интерес к событию запредельный и места в зале разлетаются как бутерброды в театральном буфете. Мы тщательно изучили афишу и составили список отличных спектаклей, попасть на которые пока еще можно.
30 мая 19.00 – ТЮЗ им. Брянцева
Прометей прикованный. Просительницы
Постановка Авиньонского фестиваля, г. Авиньон (Франция)
Режиссёр - Оливье Пи
Спектакль на французском языке с синхронным переводом.
«Бог, мучимый богами» за любовь к людям. Был был осужден Зевсом за то, что дал людям огонь и искусство. Прометей – символ неповиновения, оспаривания статуса-кво; Он - щит, защищающий слабых от слова могущественных.
Эта история часто цитируется и переосмысливается в литературе со времен Эсхила. Божественная пьеса противопоставляет Титана божественным лейтенантам Гефесту, Аполлону, Ио или Гермесу. Такая фундаментально политическая пьеса, согласно Оливье Пи, преподает «урок восстания».Оливье Пи – актер, поэт, режиссер и исследователь. Искания Оливье Пи идет во всех возможных направлениях, как политических, так и поэтических, чтобы соответствовать современности и попытаться придать ей смысл. В этом приключении, которое ведет его с подмостков на сцены, живое слово играет существенную роль. Это одновременно вопрос и ответ, идущие через все его творчество. Он призывает в свои длинные спектакли Эсхила, Клоделя, Шекспира или собственные тексты, отваживаясь попробовать все возможное. Будучи директором Национального драматического театра Орлеана, Одеон-Театра Европы, а затем Авиньонского фестиваля, он неоднократно демонстрировал свою верность общественному театру и идеалам культурной децентрализации.
31 мая 19.00 – ТЮЗ им. Брянцева
Король Лир
Русский драматический театр Литвы, г. Вильнюс (Литва)
Режиссер – Йонас Вайткус
Спектакль идет на русском языке.
История о легендарном Лире, который под старость вздумал разделить королевство между дочерьми, которые за щедрость отплатили ему чёрной неблагодарностью, унизили, обобрали его до нитки и прогнали прочь. По замыслу режиссера спектакль – рассказ не только о старости; он охватывает намного более обширные темы и идеи, чем трагедия отдельной личности. Особенный спектакль потребовал и особенного сценического решения.
Персонаж короля Лира на сцене воплотил воспитанник Московского театрального училища им. Бориса Щукина, кавалер «Золотого сценического креста» (2011 г.), известный актёр Витаутас Анужис. В постановке занята почти вся труппа театра.В последний раз на литовской сцене «Король Лир» был сыгран в Клайпеде (2006 г., реж. Альгирдас Латенас), Лира сыграл Витаутас Паукште. Также эта трагедия была поставлена в тогдашнем Литовском государственном академическом театре (1983 г., реж. Аурелия Рагаускайте, Лир - Лаймонас Норейка), а также и в Каунасском драматическо театре – в 1937 и 1961 г. Композитор Рита Мачилюнайте награждена «Золотым сценическим крестом» (2014 г.) за музыкальные композиции для спектаклей «Евгений Онегин» (РДТЛ), "59'Online" и "W(O)men" ("Menų spaustuvė").
3 июня 17.00 – ТЮЗ им. Брянцева
Свадьба
Театр Оскараса Коршуноваса/ Городской театр, г. Вильнюс (Литва)
Режиссер – Оскарас Коршуновас
Спектакль идет на литовском языке с синхронным переводом.
Один из самых популярных театральных деятелей Литвы Оскарас Коршуновас известен своими постановками по всему миру – в Италии, Норвегии, Франции и др. Его спектакли неоднократно были участниками международных фестивалей и престижных европейских премий. «Мещанская свадьба» Бертольта Брехта повествует о моральной двуличности общества. Создатели спектакля дополняют мысль автора национальной литовской спецификой, контекстом остроактуальных, политических событий своей страны.
Режиссер Оскарас Коршуновас о спектакле: "Мещанская свадьба» Бертольта Брехта (это настоящее название пьесы) повествует о моральной двуличности общества. В пьесе сюжет вращается вокруг добрачной потери девственности невесты. В нашей постановке представлен более глубокий взгляд. Не только лицемерная мораль и целомудрие, но и деградация традиций и абсурдная деформация того, что было священной частью человеческого существования: свадьбы, похороны, смысл космогонического цикла и его празднования.Конечно, мы также говорим о проблемах, специфичных для Литвы, таких как растерянность человека, переехавшего жить в город, его неспособность стать так называемым буржуа и, конечно, полное непонимание процессов глобализации, которые так или иначе его затрагивают. Конечно, во-первых, это замечательная комедия, обращенная к нам и нашим близким, как к зеркалу. Здесь мы можем развлечься, если не мы сами, то хотя бы соседи, и именно эта традиция здесь бессмертна. Дружеская сатира всегда хорошая вещь.
Постановка очень открытая; в ней много импровизации. Мы склонны включать в спектакль последние социальные и политические новости, поэтому он постоянно меняется. Он открыт для зрителя, что означает, что он каждый раз разный. Так что если вам понравилась эта Дионисия с литовским белым салатом, вы можете прийти и посмотреть его снова и снова".
3 июня 19.00 – 'Балтийский дом'
Кому на Руси жить хорошо
Гоголь - центр, г. Москва (Россия)
Режиссер – Кирилл Серебренников
По поэме Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Спектакль состоит из трех частей. Первая — «Спор» — про тех самых мужиков, которые задались знаменитым вопросом: кому живется весело, вольготно на Руси? Что их заставило бросить дома и семьи и отправиться в путь?
Где находятся границы «русского мира»? Что мешает обрести долгожданную свободу?Вторая часть спектакля — «Пьяная ночь». По полю бредут пьяные мужички, им слышатся голоса, что зовут их, — реальность это или плод больного воображения?
Третья часть — «Пир на весь мир» — про счастливых, про «ключи от счастья женского», про заступников и блаженных…
5 июня 20.00 – ТЮЗ им. Брянцева
Белое на белом
Компания Финци Паска, г. Лугано (Швейцария)
Автор и режиссер Даниеле Финци Паска.
Совместная постановка с: Teatro Sociale Bellinzona – Bellinzona Teatro, La Maison de la culture de Nevers et de la Nièvre, L'Odyssée, scène conventionnée de Périgueux, Città di Lugano, Cantone Ticino, ProHelvetia, Ernst Göhner Stiftung, Sintetica-Partner per la ricerca.
Компания Финци Паска основана в 2011 году путём объединения Театра Сунил (проект Даниэле Финци Паска) и продюсерской группы Inlevitas. Компания работает в эстетике, основанной, как говорят её представители, на «невидимом жесте и состоянии лёгкости.
Даниэле Финци Паска – знаменитый швейцарский режиссёр, клоун, хореограф и актёр. Лауреат высшей театральной премии Швейцарии «Кольцо Ганса Рейнгарта», Швейцарской премии в области шоу-бизнеса, американской Drama Desk Award и других наград.
Ставил спектакли в том числе для Цирка дю Солей, был режиссёром церемоний закрытия Зимних Олимпийских игр в Турине (2006) и Сочи (2014), а также церемонии открытия Паралимпийских игр в Сочи (2014). В России поставил оперы «Аида» и «Реквием» Джузеппе Верди на сцене Мариинского театра, также создал спектакль «Донка – Послание Чехову» в сотрудничестве с Театральным фестивалем им. А.П. Чехова.
«Белое на белом» – трогательный спектакль-клоунада в исполнении театральных актёров с цирковым прошлым. История строится вокруг двух персонажей – артистки и рабочего сцены – и незаметно увлекает публику в сюрреалистическую вселенную и область воспоминаний.Спектакль создан в фирменной эстетике Финци Паска – с лёгкостью и изящностью, обилием нюансов и сюрпризов; в его неповторимом стиле, сочетающем элементы драмы, гротеска, цирка и акробатики. Сам Даниэле называет эту технику «театром ласки».
В спектакле заняты бразильская актриса Элена Биттенкорт и голландский клоун Гус Меусэн.