Санкт-Петербург 11 апреля 2017, 15:47

«Не открывайте глаза, а то увидите реальность». Некрореализм: вчера, сегодня, завтра

8 апреля в галерее ЛЮДА состоялась лекция «Некрореализм: вчера, сегодня, завтра». Речь шла об уникальном для художественного мира нашей страны явлении и о его создателе – Евгении Юфите. Лектором выступила Олеся Туркина, ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея, а после теоретической части Дмитрий Алексеев, оператор и друг Е.Юфита, показал ряд короткометражных фильмов из раннего творчества кинорежиссера.

Говорить о некрореализме сложно – это уникальное явление, зародившее в 1980-х годах и умершее вместе со своим создателем. Найти упоминания о современных последователях этого течения невозможно. Наверное, потому что всему есть свое время и место.

Тупость, наглость и матерость

В конце 80-х годов XX века великая идеология советского времени, основанная на пафосе смерти за Родину, честь и мать, зашла в тупик. В учебниках истории и социологии это время так и называет – период застоя, стагнации. Именно в такие моменты рождается что-то авангардное, резким рывком встряхивающее сознание. Одни сравнивали творчество Е.Юфита с движением панков – протест, демотивирующие действия, идиотизм. Другие - с карнавалом Бахтина, где все вверх дном и все возможно.

Но сам художник не признавал этих сравнений, в его понимание тремя китами нового жанра были Тупость, Наглость и Матерость.
https://youtu.be/-wA7XgL03q8

Спасательный круг идиотизма

На съемках одного из фильмов актеры имитировали драки между собой, издевались над манекеном для судебной медицинской экспертизы, которого нежно прозвали Зурабом. Они били и сбрасывали его с балкона верхних этажей закрытых на капремонт бараков, недалеко от Кузнечного рынка. Бдительные (других в то время не было) граждане сообщили об этом куда следует. За Е.Юфитом приехали и отвезли его в Большой дом недалеко от Фонтанки. Художника отпустили со словами: «Только крайний идиотизм спасает вас от ответственности». К слову, «идиот» с греческого переводится как «другой, иной, непохожий».

Именно искренний и свободный идиотизм, с его отсутствием лозунгов, флагов, мотивации к действиям против власти, спасали от преследований автора. С другой же стороны, эта позиции не позволила вырасти жанру некрореализма в массовое публичное течение, оставив его за бортом нарастающей художественной революции.
https://youtu.be/vldVypYn_XU

Лучшее - враг хорошего

Некрореализм как течение был слишком авангардный для советского времени. Абсурдность, некрасивая картинка, глубокая мистификация отбросили движение с магистрали идеологии. Признание общественных масс так и не пришло, зато на профессиональном уровне фильмы Е.Юфита были отмечены: показы на Ленфильме на закрытом мероприятии для представителей Каннского фестиваля, просмотры в Ленинградских киноклубах и на квартирниках, в 90-х годах в Русском музее проходили выставки работ Е.Юфита, В.Кустова наравне с иностранными авангардистами. Александр Сокуров в свое время работал с Е.Юфитом в киношколе при Ленфильме.

Фильмы не раз получали признание и награды на западных кинофестивалях, но «обратить» советского и российского человека некрореалистам так и не удалось. Жанр остался известен и понят только узкой аудиторией.
https://youtu.be/0VKK5_pgKMw

Последние вурдалаки

Однажды Е.Юфиту доверили съемку фильма «Вурдалаки», по роману А.Толстого. Результат ужаснул представителей традиционного кино и ведущих киношколы при Ленфильме. Олеся Туркина рекомендовала к просмотру этот и прочие юфитовские картины: «Вы становитесь другим человеком, прекрасным вурдалаком. Вы словно встаете из гроба реальной жизни». Фильмов в жанре некрореализм немного: «Папа, умер Дед Мороз», «Рыцари поднебесья», «Лесоруб», «Весна», «Санитары-оборотни», «Вера», «Вепри суицида», «Деревянная комната», «Серебряные головы». Большинство снималось на студии "Мжалалафильм" с друзьями и единомышленниками. Персонажи юфитовских сюжетов напоминают то шестидесятников, то отъявленных идиотов без времени и границ. Режиссер снимал исключительно на пленку: сначала на 8-мм и 16-мм, на Ленфильме дали попробовать 35-мм. Все фильм черно-белые, либо беззвучные, либо с наложенным сверху музыкальным рядом. В 2000-е года все стало совсем тяжело: деньги на съемки находились все труднее.

Практика показала - российская экономика хуже советской цензуры…

В конце лекции прочли отрывок из неснятого фильма «Доратумблер» - фантастической история о будущих открытиях на Марсе, о живых камнях и мальчике. «Не открывайте глаза, а то увидите реальность», - сказала Олеся Туркина перед чтением. Затем Дмитрий Алексеев показал несколько короткометражек в стиле некрореализма: «Лесоруб», «Весна», «Вепри суицида».

Революционный идиотичный авангард появился слишком рано и не вписался в крутой поворот эпохи смены государственных концепций. Даже телепередача «Пятое колесо», выходившая на Пятом Канале и рассказывающая об архивных/запрещенных/недооцененных отечественных жанрах и деятелях, назвала некрореализм психологическим заболеванием, болезненным отклонением культурного сознания.

Текст: Софья Усалева

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru