Санкт-Петербург 3 ноября 2016, 16:28

Памяти Олега Попова

TNR прощается с кумиром миллионов, скоропостижно ушедшим из жизни.

В Советском Союзе Олега Попова знал каждый ребенок. Главной мечтой школьника на осенних каникулах было получить долгожданные билеты на представление любимого клоуна. Детство уходило, а вместе с ним в далекую Германию уехал кумир девчонок и ребят.

Спустя четверть века, в прошлом году, он вернулся в Россию. Повзрослевшие и успевшие поседеть советские школьники имели уникальную возможность, словно на машине времени, вернуться ненадолго в беззаботное пионерское детство. В открывшемся после реконструкции зале цирка Чинизелли было много взрослых, которые снова хотели стать маленькими. По какой-то злой иронии, как раз в дни осенних каникул,  для миллионов этих взрослых детство ушло навсегда.

Олег Попов брал первые уроки мастерства у знаменитого клоуна Карандаша еще в начале пятидесятых. Образ веселого и беззаботного парня, не обремененного никакими переживаниями и попивающего кефир из стеклянной литровой бутылки, попал в точку.

Вечно жизнерадостный паренек, охотящийся за солнечным лучом, полюбится детям именно своим оптимизмом и беззаботностью. Для Олега Попова комичные ситуации и неудачи – не повод для грусти. Философия «клоуна с грустными глазами», смеха сквозь слезы, была чужда Попову и в искусстве, и в жизни, может быть, поэтому веселому парню с золотистыми волосами сперва  все удавалось.

268376[1]

Он был первым отправлен на гастроли за рубеж, в тридцать девять уже получил звание народного артиста Советского Союза.

Лениградский Фарфоровый Завод еще в шестидесятых запечатлел его в фигурке: Попов лежит под зонтиком, греясь на солнышке.
Безделушка, выпущенная огромным тиражом, до сих пор украшает серванты наших бабушек, бережно хранящих память о любимом клоуне.

фигурка

Этот знаменитый номер с лучиком  солнца,  все убегающем  от мечтающего позавтракать неудачника,  станет классикой жанра, определит его каноны ― легкие, без лишних движений, нагромождений и буффонад. Луч солнца, который пытается догнать и приласкать веселый клоун, превратится в бесконечные лучи славы для самого Олега Попова на долгие советские годы. Но во времена перестройки,  когда, многое пошло под откос, великий клоун лишился всех своих сбережений, которые также сгорели у миллионов его соотечественников.

Понимая, что средств к существованию у него нет, Олег Попов решает переехать в небольшой немецкий городок Эглофштайн. Не изменяя себе и своему амплуа, он берет псевдоним «Счастливый Ганс» и уже учит оптимизму немецких детей, но немецким клоуном так и не становится: ведь его публика состоит  преимущественно из русских эмигрантов, приводящих на выступления своих детей и внуков.

photo_2016-11-03_11-03-13

Олег Попов долго не хотел приезжать в Россию, говорил, что кроме могил жены и матери в возлюбленном отечестве у него ничего не осталось, а о возвращении «даже слышать не хочет» .

И все же за год до своей кончины, после долгих переговоров с Госцирком, он решился приехать, а на вопрос журналистов, почему возвращается, всегда с улыбкой отвечал: «Уговорили».
Олега Попова встретили как триумфатора. Лично министр культуры открывал его выступления, зачитывая приветственное слово президента, получил почетное звание «Легенды цирка». Можно осторожно предположить, что он поехал не после уговоров солидных чиновников и не за высокими наградами.

Кажется, что перед смертью ему стало необходимо попрощаться с теми повзрослевшими школьниками, которые с детским трепетом ждали его возвращения. А ведь, как известно, если чего-то ждать, то это обязательно случается.  Олег Попов это знал  и обидеть своих зрителей не мог.

Текст ― Тимофей Степанов

Миниатюра ― Евгений Трушин

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru