В это воскресенье петербургский творческий проект «Куклы», рассчитанный на детей от одного года, откроет сезон спектаклем «Крыша ехала домой» на новой сцене. Корреспондент TNR побывал на новой площадке незадолго до открытия.
Творческое пространство «Три четыре», что находится на окраине Петербурга и где полным ходом идет подготовка к открытию театра «Куклы», напоминает квартиру, в которой идут последние косметические работы.Кажется, что семья готовится к приему гостей: на руках мамы засыпает двухмесячный Марк, сын художественного руководителя, уже успевший побывать зрителем. Мама в этот момент дает какие-то указания старшим детям, которые примеряют костюмы для кукол, а в соседнем помещении проходят занятия театральной студии.
За чаем Тигран Сааков, глава этого большого семейства, вспоминает о трудностях, которые преследовали театр в течение нескольких лет его существования – постоянные перемещения с одной площадки на другую, невозможность работать в нормальных условиях:
Год мы просидели в маленьком подвале. Там все хранили, там же и работалиИменно в это время театр запустил благотворительный проект «Самокат», занимающийся показом спектаклей в коррекционных школах, в которых учатся дети с ограниченными возможностями. Это во многом и определило основную цель объединения ― привлечение к сценическому искусству слабовидящих и слабослышащих детей. Театр сотрудничал с Большим Театром Кукол, пространством «Зазеркалье»: именно на этих площадках прошли премьеры основных спектаклей.
В творческом пространстве «Три-четыре», куда переехал театр, постоянно проходят занятия с детьми , поэтому спектакли проходят только по выходным . Спектакли ставятся по произведениям известных авторов: Юнны Мориц, Самуила Маршака и даже Иосифа Бродского.
Тигран Сааков признается, что театральная постановка по детской книге последнего классика русской поэзии «Баллада о маленьком буксире» ― одна из любимых у самых маленьких.
Театр «Куклы» первым в Петербурге стал активно заботиться о детях с ограниченными возможностями.
В последние дни мы доделываем все, чтобы дети в колясках могли посещать наши спектакли. Мы установим пандус, он уже сварен, и мы установим поручни в туалете, чтобы дети на колясках могли пользоваться туалетом.Также планируется, что при необходимости на спектаклях обязательно будет присутствовать сурдоперевод.
Спектакль «Разноцветная книга» по книге Самуила Маршака, рассчитанный для слабослышащих и слабовидящих детей, включает в себя уникальную методику знакомства с театром детей с ограниченными возможностями: «В этом спектакле мы рассказываем про цвета через звуки так, как эти дети могут получить информацию. Библиотека для слепых и слабовидящих дала нам когда-то очень важный урок: не стесняйтесь говорить детям о том, что они могут увидеть, даже если они этого не видят».
Такая методика рассчитана на то, что к ребенку посредством театра может постепенно вернуться зрение.
Полностью слепых не существует. Остаточное зрение есть у каждого ребенка. Чем больше мы предлагаем им использовать остатки зрения, тем дольше сохраняются и развиваются эти остаткиВ таких спектаклях театр также использует уровень ассоциаций, на доступном для детей языке объясняется, что лето - это стрекотание кузнечиков, полет бабочки. Белый цвет ― скрип саней и звучание сосулек. Также, говоря о способах адаптации, худрук отметил: « Нельзя разделять детей: вот здесь у нас обычные, а здесь слабослышащие. Правда, соединять детей надо тоже уметь. Это имеет свою методику, постепенное знакомство друг с другом».
Источником света во многих спектаклях становится не лампа, а проектор. Это создает эффект «теневого театра», что располагает детей к большей свободе фантазии и игры . Также особым приемом являются планшетные куклы, которые ходят по столу, а рядом с ними тантамареска, наполовину живой артист и наполовину кукла.
Спектакль для самых маленьких – «СмыСлон и ПочеМуха», рассчитанный для детей от одного до трех лет: «Раньше мы считали, что до трех лет ребенка тащить в театр незачем, но сейчас мы понимаем, что родители водят детей в театр и раньше. Чтобы не травмировать психику ребенка , мы делаем спектакль, где дети сидят на специальных мягких цветах-подушках, а мы с ними разговариваем о противоположностях: вот слон очень большой, а муха, сидящая на его хоботе, очень маленькая».
Поэтому можно сказать, что главным приемом театра является в прямом смысле диалог- вовлечение ребенка в происходящее, где он одновременно и актер, и зритель. Поэтому каждая постановка – наполовину спектакль, наполовину занятие.
В настоящий момент у театра уже более десяти постановок. Купить билеты на ближайшие спектакли уже невозможно. Однако побывать на уникальной петербургской площадке есть шанс в конце октября. Пока билеты можно заказать только через театр, однако в скором времени будет возможность их приобрести через все театральные кассы.