С 1 по 14 октября в Гатчинском дворце проходит интерактивный перформанс "Лабиринты Венеры". Формат проекта - Human-specific, только находящий свою форму в России. Русско-датская команда, дом танца "Каннон Данс" и труппа "Cantabille 2" (Дания) представляют зрителю 28 комнат и 14 актрис со своим историями, рассказываемыми в пространстве комнат.
Нависшая тишина разом кутает Вас. Вы делаете шаг и слышите только звук своего сердца, делаете два - и уже поднимаетесь по лестнице, ведущей вас к Вам же. На первом этаже Гатчинского дворца со спокойной улыбкой зрителя встречает проводник в больничном халате, просит немного подождать и через некоторое время приглашает пройти за собой. Между этажами напоминание: " Будьте добры, выключите мобильный телефон". Безмолвно следуя за "доктором", каждому пришедшему медленно открывается до сегодняшнего дня недоступная часть исторического здания, кухонное каре Гатчинского дворца, видевшего многочисленные реконструкции. Помещения и пролеты ещё не отреставрированы, все находится на подготовительном этапе. Останавливаемся.Перед вами комната с куклами, стоящими на столе, а рядом с ними лампочки, то горящие, то тухнущие.
"Выбирайте одну", - говорит проводник,- только не торопитесь, подумайте и почувствуйте, какую именно".Поскрипывая старым паркетом в полуосвещенной комнате, посетитель проходит в комнату, ему предоставляется возможность выбрать свою судьбу в "Лабиринтах Венеры". В платьях или брюках, в движении или статике, однако, лиц кукол увидеть не дано - тут происходит работа с вашей интуицией и восприятием. Есть ещё две комнаты, где также можно взять либо предмет, либо фразу, но эти комнаты открыты в определённое время.
Вместе с решительным движением руки за куклой запускается сеанс психотерапии, и вот вы уже ступаете через анфилады дверей к Оракулу. Она подскажет, какая комната предназначена именно вам. Всего три комнаты и три возможности познакомиться скорее даже не с историей девушки, находящейся в пространстве четырёх стен, а с самим собой, своей реакцией.
Не каждому оказывается под силу остаться наедине с незнакомым человеком, войти в темную комнату с завязанными глазами и полностью довериться всему, что происходит. Кто-то возвращается за другой куклой, страх темноты берет своё. Каждая история рассказывается особым образом, танцуя, напевая старинную песню, нашептывая сокровенное, девушка открывает окна перед вами, октябрьский холодный воздух заносится в комнату, вмешивается в диалог - ни одна комната не повторится. Это действительно диалог, рассказ не в одного. Незаметно, а иной раз осознанно течёт и ваша история.
Все это ― самый мощный выход из зоны комфорта. 28 комнат, и у каждой есть название в соответствии с областью человеческого мозга. Попадётся ли вам обоняние, слух или боль, инстинкт самосохранения или сексуальность - зависит только от Вас. Всех актрис объединяет чуткость к зашедшему гостю, установка "не навреди" прослеживается даже в их движениях. От понимания неподдельности происходящего то и дело топчутся мурашки, актриса не играет, а открывается. По сути, это взгляд не на актрису, а на самого себя. Зеркальность происходящего как возможность посмотреть на себя со стороны.
"Лицом к лицу лица не увидать", - говорилось у русского поэта, но кроме глаз важнее увидеть сердцем и прислушаться к себе. На это и делает свой основной акцент режиссёр постановки, датчанин Нулло Фачини. По правде сказать, нельзя объяснить или описать, что именно происходит в этом уникальном и трудном, с какой стороны не подойди, проекте. Нужно быть. Ведь никогда ещё ваше отражение не было так близко.