Специально перед выставкой "Восхитительный мир Феллини", которая пройдет в музее современного искусства "Эрарта", представляем вашему вниманию интересные факты о фильмах Федерико Феллини и о самом режиссере.
Почти половина всех режиссёров мира включает Федерико Феллини в число своих самых любимых режиссёров. И это неспроста - во многом он создал правила именно визуального кино, где на первом плане оказывается образ, картинка, постановка кадра, а интеллектуальное наполнение отходит на второй план.В 1960 году его фильм "Сладкая жизнь" получает золотую пальмовую ветвь в Каннах. Также он становится первым режиссёром, кто получает четыре Оскара за лучший фильм на иностранном языке - "Дорога", "Ночи Кабирии", "8 1/2" и "Амакорд".
Для многих имя Феллини является синонимом итальянского кино. Именно благодаря нему в обиход вошло слово "папарацци". Но откуда режиссёр взял это слово? В 1961 году он рассказал журналу Time, что это слово значит летающее, жужжащее, кусающееся и вредное насекомое.
Но спустя время режиссёр признался, что это было имя одного героя в театральном либретто, которое он однажды прочитал. По другой версии, имя было взято из фамилии одного героя книги Джорджа Роберта Гассинга "По Ионическому морю". Но так или иначе, большое количество объяснений не позволяют точно определить, что значило слово "папарацци" во времена, когда Феллини не закрепил за ним нынешнее значение.
Феллини снял одну из самых значимых сцен "Сладкой жизни" на свои собственные средства. Так получилось, что некоторые сцены фильма снимались в пределах легендарной студии "Сенситта" в Риме. Эпизоды в антураже кафешек на Виа Венето владельцы кафе разрешали снимать только с двух ночи до шести утра. Но даже в эти поздние часы съёмкам мешали тысячи зевак и фанатов, которые создавали проблемы всей съёмочной группе. В связи с этим режиссёр отказался от части своего гонорара за фильм, и построил на эти деньги копию Виа Венето на территории студии.
Во время съёмок "Сладкой жизни" крупный итальянский продюсер Дино Де Лоурентис продвигал восходящую американскую звезду - Пола Ньюмана. Де Лоурентис очень хотел, чтобы тот сыграл главную роль репортёра Марчелло, однако Феллини был против. По словам итальянца, Ньюман был слишком гламурный, и сложно было представить, как он справится с такой ролью. Обидевшись, Де Лоурентис прекратил поддержку фильма.
После этого Феллини сказал, что собирается снимать новый фильм, как на заявление сбежались десятки спонсоров. На радостях режиссёр встретился с семью потенциальными инвесторами и даже успел заключить соглашения с тремя из них. Но спустя время Феллини осознал свою ошибку и отозвал два договора.
Сцена у фонтана Треви в "Сладкой жизни" была снята с использованием водки. Дело в том, что некоторые сцены снимались в поздние месяцы 1959 года, и тогда было достаточно холодно. Стоит сказать, что Анита Экберг простояла без всякого нытья в холодной воде несколько часов, а Мастроянни всё время жаловался. Марчелло смог стоят в холодной воде только после того, как выпил до дна бутылку водки. Таким образом, с помощью русской водки и была снята эта легендарная сцена.Для фильма "Сладкая жизнь" Феллини провёл кастинг пяти тысяч молодых девушек, прежде чем нашёл свою Паолу в исполнении блистательной Валерии Чанготтини.
Римская Католическая церковь призвала верующих бойкотировать фильм "Сладкая жизнь". Итальянские, например, послушались. Одна популярная газета Ватикана весьма резко отзывалась о фильме на своих страницах. Говорилось, что этот фильм аморален и разлагает душу.Католики Америки оказались менее чопорными. По их словам, "Сладкая жизнь" вовсе не является таким уж праздником гедонизма, как это пытаются выставить их итальянские товарищи по вере. Но и перечить позиции Ватикана они не решились, сказав лишь, что фильм немножко и правда переходит границы морали, но никого не оскорбляет. Тем не менее, "Сладкая жизнь" по сей день является одним из самых успешных иностранных фильмов на территории США.
Одним из первых сценариев будущего режиссёра являлась италоязычная версия сценария для фильма об американском герое комиксов Флеша Гордона. Кстати говоря, Феллини был большим поклонником Стена Ли и комиксов Marvel. В особенности он любил Человека-Паука и Халка.Что касается технической составляющей фильмов Феллини, то не раз было замечено, что движения губ актёров на экране часто не совпадают с тем, что они говорят. Иногда это объясняют тем, что Феллини не мог раздобыть качественную звуковую аппаратуру, но нет, дело тут в другом. Режиссёр иногда не представлял себе сам будущий диалог, и поэтому он заставлял актёров зачитывать числа, а потом, в процессе монтажа, Феллини просто накладывал записанную звуковую дорожку поверх отснятого материала.
К примеру, выглядело это так:
Женщина: 23 47 35 8.После монтажа это превращалось:Мужчина: 91 62 4 67.
Женщина: А как пройти в библиотеку?Чтобы не попасть в армию и не быть убитым на войне, Фелинни симулировал различные болезни. Это сыграло ему на руку - союзники не убили его, когда вошли в Италию. Так он познакомился с Роберто Росселлини - итальянским кинорежиссёром. Знакомство произошло в мелкой лавочке, в которой Феллини с приятелем торговали шаржами на союзные войска. Росселлини собирался снять короткометражку о расстрелянном немцами католическом священнике, доне Морозини. Феллини с Серджо Амидеи и Роберто Росселлини написал сценарий к фильму «Рим, открытый город». Фильм ждал грандиозный успех. Считается, что этот фильм положил начало жанру неореализма, а самого Феллини сделал успешным сценаристом.Мужчина: Какая библиотека в три часа ночи?!
На выставке “Восхитительный мир Феллини” в Эрарте представят более пяти десятков оригинальных костюмов из знаменитых фильмов итальянца. Вы сможете полюбоваться на образы героев от “Сладкой жизни” до “Амаркорда”. Эти костюмы принесли не одну статуэтку “Оскар” своим создателям, а дуэт модельеров Dolce & Gabbana остался под таким сильным впечатлением от фильма “Дорога”, что они даже создали целую мужскую коллекцию одежды. Также фильмы Феллини не оставили равнодушными такие бренды, как Moschino, Jean Paul Gaultier и многие-многие другие. Все эти легендарные костюмы вы сможете увидеть своими глазами, например, одну из жемчужин выставки - платье Аниты Экберт из знаменитой сцены в фонтане Треви фильма “Сладкая жизнь”.