Санкт-Петербург 1 октября 2016, 19:08

Дневники "Послания": "Зоология" Ивана Твердовского

Одной из главных отечественных премьер фестиваля "Послание к человеку" стал первый петербургский показ фильма Ивана Твердовского "Зоология", на которой присутствовал и сам режиссер. Свои впечатления от картины сформулировал корреспондент TNR.

Отечественное кино в последние годы явно заигрывает с жанром черного юмора. Причины и следствия этого интереса связаны с невозможностью легкой иронии верно показать то место, в котором мы незаметно для себя  оказались. Единственной защитной реакцией становится уже не улыбка, иногда глупая, но по-своему безобидная, спасавшая в «тучные нулевые». Спасает доведение ужасного до еще большего абсурда. Не отрываемся от новогоднего стола с «Голубым огоньком» и песнями Ирины Аллегровой и Александра Серова, но снимаем и смотрим в "Страну ОЗ" Василия Сигарева.

Новый фильм Ивана И. Твердовского «Зоология» эту возникшую  традицию старается продолжить в иной форме,  обратив свой абсурд к наследию классической литературы, где ничего не подозревавший человек, проснувшись однажды утром, обнаруживает у себя некий недостаток или излишество. Героиню «Зоологии» Наташу, которую сыграла уже работавшая с Твердовским Наталья Павленкова, настигает та же напасть: в одно утро она видит у себя выросший толстый хвост, полностью меняющий ее жизнь. Изменения эти ожидаемы для одинокой женщины, живущей в южном провинциальном городе со свойственными ему консервативными нравами, религиозным и социальным мракобесием.

1[1]

Наташа делит квартиру с полусумасшедшей мамой, от которой она в свои пятьдесят с лишним скрывает, что после работы в зоопарке курит и прячет пачку сигарет на лестничной клетке. В такой ситуации ей приходится прятать свое новообразование под длинными юбками и спешно бежать в местную поликлинику, где очередь уже судачит о ведьме с хвостом, убивающей наповал одним взглядом. Бесконечные врачи, посылающие Наташу друг к другу, приводят ее к молодому и красивому рентгенологу Пете, единственному отнесшемуся  к ней по-человечески в этом поликлиническом аду. Между ними случается роман, но Наташа, никогда не любившая, то ли боится заподозрить в докторе интерес патологический, корыстный, то ли убегает от нахлынувшего на нее внезапного счастья.

Сбегает ненадолго, пока вещая гадалка не наворожит ей, что один молодой человек ее безнадежно любит. Наташа возвращается к нему, молодеет и хорошеет под ножницами единственного модного в городе стилиста, в котором можно легко распознать артиста Александра Горчилина. Правда, затем героиня расплачивается местом ответственного по кормам в зоопарке, откуда ее за внешний вид просят уйти добровольно-принудительно.

17972829-868184[1]

Фильм «Зоология» весьма очевидно, пусть и более сдержанно, продолжает длинную историю  униженных и оскорбленных, изгоев, уставших от жестокости своего захолустья, начатую в первом полнометражном фильме Твердовского «Класс коррекции». «Зоология», вторая часть своеобразной дилогии, лишена ненужного экспериментаторства и не совсем удачных попыток найти собственную форму, поиски которой в первом фильме немного напоминали самолюбование.

17972829-868182[1]

В «Зоологии» форма успешно найдена, она не нова, но этим и выигрывает. Форма эта – «смех сквозь слезы»,  настигает врасплох, и уже вовсе непонятно, хохотать  или реветь навзрыд. Хочется и того, и другого одновременно, в связи с чем оказываешься в полной растерянности перед происходящим на экране. Кажется, что у тебя самого вырос этот хвост, да и на извечный вопрос «Над кем смеетесь?» ответ кажется очевидным. Но и пусть. Мудрые люди говорили, что это полезно.

Текст: Тимофей Степанов

Читайте также:


115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru