Санкт-Петербург 23 мая 2016, 10:41

Почему мы добрые и кому это нужно: лекция Юрия Сапрыкина для «Университета детей»

В субботу, 21 мая, журналист Юрий Сапрыкин на Новой сцене Александринки прочитал лекцию для «Университета детей» — просветительского проекта московского Политехнического музея. Речь шла о доброте — очевидной, но от этого не менее сложной категории. TNR побывала на встрече, где Юрий Сапрыкин на бананах и обезьянах объяснял, почему никто не сможет заставить нас быть добрыми.

LfLTqRGOMXZvljRmnHX_UA-article

Юрий Сапрыкин

колумнист, музыкальный критик, редакционный директор MoscowTimes

Как говорил нам кот Леопольд, «если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот — плохо». Вообще кот Леопольд считал, что быть добрым хорошо, что отдавать своё — правильно, что от этого тебе обязательно какая-нибудь польза будет. Может, ты и голодным останешься, но в какой-то степени тебе все равно будет лучше.

Сейчас все изменилось. Сейчас мы чаще слышим, что «добро должно быть с кулаками». Да, конечно, мы добрые, но это мы добрые, а вокруг ещё много плохих людей, которые живут неправильно, думают неправильно и хотят нам как-нибудь навредить. И поэтому им нужно обязательно как-нибудь врезать. И тогда добро победит. А если добро врезать не может, то оно уже какое-то неправильное добро.

Эту фразу — «добро должно быть с кулаками» — придумал относительно недавно, лет 80 назад, советский поэт Михаил Светлов. И он попросил всех своих друзей написать стихи с этой фразой. И вот так она, как вирус, распространилась и стала популярной концепцией, что, мол, добро обязательно должно быть в боксерских перчатках

Само добро возникло гораздо раньше этой фразы. Ученые говорят, что уже 1 700 000 лет были зафиксированы случаи «добра» между самыми древними люди, которые и людьми-то не были, а нечто переходным. Археологи показали, что древние люди уже подкармливали своих стариков в своем маленьком обществе. То есть о старых, немощных, больных соплеменниках заботились их более молодые и здоровые сородичи. Зачем-то они это делали, что-то же их заставляла. Биологи считают, что виной всему какой-то механизм, который в нас возник в процессе эволюции.

Вы, наверное, видели, как чайки или утки кричат, если их кто-то начинает подкармливать, чтобы на их крик слетались сородичи? Зачем они это делают? Ведь, если поразмыслить, если бы они ели эту еду тихонечко и в одиночку, им бы больше досталось! Конечно, они делают это абсолютно инстинктивно, в них заложен механизм «поделиться едой со своими сородичами». Может быть, от этого отдельно взятой чайке или утке станет немного хуже, но чайкам или уткам вообще станет лучше, потому что их стая станет сильнее. Получается, что этот механизм «поделиться с кем-то», работает на благо всех.

Конечно, так получается не всегда, и в каждом стаде, в каждой стае, в каждом человеческом обществе находится тот, кто ничего отдавать не хочет, но с радостью собирает

Но биологи напоминают, что есть механизмы, позволяющие с этими обманщиками бороться. Некоторые ученые утверждают, что человеческая речь возникла из-за необходимости обсуждать других сородичей — посплетничать по-простому. То есть одна обезьяна рассказывала другой, что третья бананы забирает, но не отдает — это была крайне важная информация, которой нужно было поделиться. Но в конечном итоге тех, кто отдает бананы, становится больше, и доброта на круг побеждает. При этом способность быть добрым резко снижается, если возникает какая-то стая, иерархически более развитая.

В этом случае количество доброты резко падает, потому что все понимают, что надо делиться с вождем и его приближенными, потому что за это тебя могут банально избить. Но если ты не поделишься чем-то со своим соседом, то ничего тебе за это не будет

Еще одна причина, по которой условная обезьяна делится условным бананом — это репутация. Благодаря сплетням становится известно, что есть-де в стае такая обезьяна, которая всем делится. И другие обезьяны сразу хотят с ней дружить и водиться, потому что это выгодно. То есть какой бы бескорыстной не была доброта, мы все равно рассчитываем, что об этом станет известно всем, и все станут нас уважать.

Раз уж мы от природы чувствуем, что быть добрым — это хорошо, то трудно быть добрым по принуждению. В конечном счете быть или не быть добрым — это территория личного выбора. Никто за тебя не способен решить, надо ли тебе отдавать банан или нет

Читайте также:


115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru