Давно я не писала недоумения пост, но вчера в сети появился логотип, который побудил меня задаться вопросом - зачем?
Питер, конечно, не Москва и, возможно, мы чего-то не понимаем своим местечковым умом и провинциально смотрим на мир. Мы тут люди сирые, немножко убогие, и нам конечно никогда не дорасти до креативных господ, потомков благородных фамилий. Да и, скорее всего, мы "ничего не понимаем в дизайне". А наша статья - говно.
Правда, когда господа дизайнеры выдают за "новое" немного измененный вариант старого, даже мы это подмечаем. Именно так обстоит дело с новым официальным (официальным?) логотипом московского метрополитена, который представили на днях в студии Артемия Лебедева, вслед за бесконечно оригинальным логотипом Москвы, а также бесконечно "великолепным" символом Саратова.
На сайте Студии Лебедева можно подробно посмотреть на то, как дизайнеры создавали свой новый-старый шедевр. Там же говорится о том, что несмотря на постоянные перерисовки "столичное метро всегда символизировала красная буква М." Очевидно, по этой причине было решено не менять символ, а подкорректировать. По сути, если окинуть логотип беглым взглядом - ничего не изменилось. Я было даже подумала, что Лебедев и его команда решили прикольнуться на волне бугурта вызванного его недавними работами по созданию вышеупомянутых городских символов. Но оказалось, что это не так - в своем аккаунте в ЖЖ "Самизнаетекто" скромно отметил: "Департаментом транспорта Москвы нам была поручена, а нами, в свою очередь, блестяще исполнена работа по исследованию и нахождению идеальной формы идеального логотип столичного метро".
А теперь хочется отметить, что «разработка коммуникационной компании по созданию положительного имиджа общественного транспорта» стоила 232,3 миллиона рублей. Туда входит, конечно, не только логотип, но и обновленная схема метро и другие работы. Но учитывая оригинальность исполнения основного символа московской подземки, нет уверенности, что деньги были потрачены не зря.
По сути новый метро-символ - это легкие вариации на тему старого. Убрать синюю линию, увеличить основания у буквы - вот пожалуй и все, что можно заметить. Хотелось бы увидеть смету на проведение конкретно этих работ. Разговоры о том, что коллектив "изучил" историю развития логотипа метро звучит уже совсем беззубо, когда понимаешь, что логотип, наверное, обошелся в сумму равную годовому бюджету почти всех тех, кто ежедневно спускается в эту самую подземку.
Причем для дизайнеров студии Лебедева плагиат - достаточно распростраененное решение отсутствия оригинальных идей. В начале года за это дело был уволен сотрудник, в логотипе Ярославля нашли явный, не прикрытый плагиат, да и новый логотип Москвы похож на тысячу других логотипов со звездами.
Собираясь писать этот материал, я вела оживленную дискуссию с коллегами и услышала одно мнение, которое захотелось прокомментировать. Дескать, если не такое, то нас ждет сплошная разлюли-малина и хохлома в стиле, который очень по душе современному чиновнику - полностью соответствующий всем духовным скрепам, которые вдруг появились. Но я лично считаю, что не надо выбирать лучшее из худшего. Потому что таким путем мы никогда не станем первыми. Мы всегда будем плестись в хвосте, хватая то, что упало с телеги более продвинутых товарищей. Давайте просто делать хорошо, а еще лучше - оригинально. А еще лучше - хорошо, оригинально и со вкусом. Иначе хочется немного сменить лозунг студии "Долго. Дорого. Охуенно". "Долго. Дорого. Хуёво".