Культура компании. Как поддерживать атмосферу в коллективе
Темп жизни стремительно ускоряется, а вместе с ним растет конкуренция в рабочей среде и сопутствующий этому стресс. Сотрудники сталкиваются с негативными последствиями — выгоранием, апатией; у кого-то даже возникают тревожное расстройство и панические атаки.
Помимо неприятностей для самого человека, это также негативно сказывается и на работе компании. Для успешных результатов и продуктивной работы важна приятная, комфортная атмосфера в коллективе.
Мы встретились с руководителем и основателем группы компаний «Гефест Капитал» Павлом Георгиевичем Ивановым, чтобы узнать, как эти задачи решаются у них.
Добрый день, Павел! Насколько важно для бизнеса поддержание благоприятной атмосферы в коллективе?
Добрый день. Безусловно, когда сотрудники чувствуют себя комфортно, им легче дается решение рабочих задач. Кроме того, новые идеи возникают, а главное, реализуются именно в здоровой атмосфере, которая позволяет коллегам не отвлекаться на сторонние неудобства и неприятности ввиду их отсутствия.
Как вы думаете, что делает атмосферу в коллективе некомфортной сильнее всего?
Причин может быть несколько, сложно выделить какую-то одну. Конечно, в первую очередь на ум приходят случаи, когда в команде собираются специалисты с совсем разными, не пересекающимися друг с другом ценностями и жизненными ориентирами.
Это задача HR-специалистов — сделать так, чтобы в штате компании оказались люди, чьи взгляды и принципы были плюс-минус схожи. Конечно, во всем важен баланс: к специалисту высокого уровня на собеседовании необходимо присмотреться, но если приходит понимание, что он никак не вписывается к остальным — возможно, лучше обратить внимание на другого кандидата.
Также хочу упомянуть, что важен и личный пример руководства: если коллеги постоянно видят агрессивное и излишне эмоциональное поведение среди старших коллег, они невольно будут перенимать такую манеру общения.
Ну и, конечно, не стоит забывать о мотивации. Для продуктивной работы важно, чтобы у коллег было и понимание общей цели, ради которой они трудятся, и достойное финансовое вознаграждение. В противном случае атмосфера в коллективе рискует со временем стать «нерабочей», если так можно выразиться.
А как еще можно усилить мотивацию у сотрудников, кроме финансового поощрения?
Например, давать возможности для профессионального развития и роста — оплатить интересующие человека курсы, организовать посещение конференции, семинара и все в таком духе.
Кроме того, важно не ограничивать своих сотрудников жесткими рамками, а давать им возможности для развития. Например, у нас есть талантливый программист, который увлекся дизайном. Сейчас он запускает отдельное направление в рамках группы компаний «Гефест капитал», которое занимается дизайном.
У него уже появились крупные клиенты, в том числе с интересными и нестандартными заказами. Важно не препятствовать подобным инициативам, а, наоборот, поддерживать их.
Расскажите, приходилось ли вам сталкиваться с подобными сложностями?
Мы работаем с 2010 года и, конечно, успели накопить достаточный опыт. Когда мы сильно выросли, некоторые внутренние процессы начали усложняться — стало больше согласований, бумажной работы. Я понял, что это демотивирует сотрудников, раздражает. Тогда мы сели с нашим HR-директором и начали упрощать ряд процессов: сделали их более простыми и прозрачными.
В результате сотрудники смогли сосредоточиться на действительно важных и интересных для них задачах, а не отвлекаться и не раздражаться из-за рутины.
Как, на ваш взгляд, выявлять проблемы своевременно? И как с ними можно быстро справиться или хотя бы снизить напряжение в коллективе?
Главный способ один — общение с вашими подчиненными. Не стесняйтесь и не ленитесь спрашивать у них напрямую о каких-то беспокоящих моментах. Вторичные признаки, на которые важно обращать внимание — снижение производительности, увеличение количества ошибок, жалобы от клиентов или коллег.
Пока вы находитесь в процессе решения проблемы, для улучшения атмосферы можно обратиться к проведению корпоративных мероприятий — особенно выездных, спортивно-развлекательной направленности. Это всегда полезно, даже при полном порядке в коллективе. Например, мы сейчас планируем мероприятие на природе с играми в страйкбол и волейбол, а после — пожарим шашлыки вместе.
Складывается впечатление, что на поддержание здоровой атмосферы уходит много времени и сил, и теперь уже руководителю придется отвлекаться от своих рабочих задач.
Здесь важно уметь делегировать эти задачи грамотному HR-специалисту. Он же отвечает не только за найм сотрудников, но и следит за их дальнейшим рабочим и эмоциональным фоном.
Павел, спасибо! Что бы еще вы сказали тем руководителям, которые будут читать это интервью?
Не забывайте поддерживать комфортную обстановку личным примером — следите за собой и другими руководителями. Старайтесь относиться ко всем сотрудникам, вне зависимости от должности, так, как хотели бы, чтобы относились к вам.