7 февраля в электронном читальном зале Оренбургской областной библиотеке им. Крупской состоится показ фильма итальянского режиссёра Микеланджело Антониони «Красная пустыня». TOR считает, что это отличный повод вспомнить великого режиссёра и его фильмы, обречённые стать культовыми.
Отчуждение и некоммуникабельностьЛегенда авторского кино с живописным именем Микелянджело Антониони ушёл из жизни всего десять лет назад – летом 2007 года в возрасте 94 лет, через 12 лет после выхода на экраны своего последнего фильма «За облаками», снятого с помощью немецкого режиссёра Вима Вендерса. На момент съёмок картины Антониони, которого критики называли поэтом отчуждения и некоммуникабельности, был нем и частично парализован – последствия инсульта, настигшего режиссёра ещё в 1985 году. Вот так жестоко и в высшей степени символично. Как в хорошем кино. Но так было уже ближе к "финальным титрам" - большим режиссёром Микеланджело Антониони стал ещё до рокового удара.
«Люди с реки По» - первый фильм Антониони, экономиста по первому образованию и художника по натуре, был документальным. Но уже в следующей работе режиссёр раз и навсегда связал свою жизнь с игровым кино. Свою первую художественную картину «Хроника одной любви» режиссёр снял 1950 году - за игровым дебютом последовало ещё три фильма, прославивших автора на родине. Мировое признание пришло к режиссёру только в начале 60-х годов с появлением «трилогии отчуждения» - трёх картин, ставших для режиссёра программными. Речь идёт о фильмах «Приключение», «Ночь» и «Затмение», в которых сыграла муза режиссёра, обворожительная Мика Витти. Кинематограф Антониони – это кинематограф красивых людей. В той же «трилогии отчуждения» судьбы красивых людей, не способных разобраться в отношениях и собственной жизни, играли Марчелло Мастроянни, Ален Делон, Леа Массари и Жанна Моро.
Чуть позже уже в Великобритании Антониони снимет англоязычный фильм «Фотоувеличение» и станет лауреатом «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля. Затем появятся такие культовые картины, как «Забриски-поинт» и «Профессия: репортёр». Триумф 60-х годов Антониони уже не повторит, однако эстетически он останется верным самому себе навсегда. Настоящий триумф «утончённому модернисту» Микеланджило Антониони принесет его первый цветной фильм «Красная пустыня», вышедший в 1964 году.
Еxistentia в цвете
«Красная пустыня» тематически и стилистически продолжает чёрно-белую «трилогию отчуждения». В некотором смысле этот фильм стал венцом теперь уже тетралогии о людях, находящихся в экзистенциальном поиске. Примечательно, что Антониони винит в непонимании мира и друг друга не людей, а, скорее, само мироустройство, непостижимое по определению.
Главную героиню фильма зовут Джулианна (Моника Витти), она живёт со страхом перед жизнью, одиночеством и непреодолимой тягой к любви. Мир женских экзистенциальных переживаний раскрывается в фильме не только благодаря актёрской игре, репликам, но и с помощью окружающей обстановки – материального мира, который, в свою очередь, является отражением внутреннего мира героини.
Идея «Красной пустыни» возникла у режиссёра во время посещения индустриальных пригородов Равенны. Перед глазами Антониони предстал мир, преображённый человеком. По-своему красивый, но не имеющий привычных, естественных для человеческого восприятия элементов. Например, в нем нет деревьев. К индустриальной обстановке может приспособиться не каждый. Муж и сын Джулианны становятся в этом новом мире своими, а вот сама главная героиня страдает от отсутствия точек соприкосновения с реальностью и окружающими людьми.
Надо сказать, что к работе с цветом режиссёр подошёл со всей ответственностью и скрупулёзностью. Пейзажи и интерьеры «Красной пустыни» трактовались Антониони как сложные архитектурно-красочные фактуры, напоминающие картины Фернана Леже - французского живописца и скульптора, подверженного влиянию импрессионизма.
За фильм «Красная пустыня» Антониони был удостоен главного приза Венецианского кинофестиваля. Это ли не повод посмотреть картину в уютной синефильской обстановке?
За хорошим кино - в библиотеку
АртХаус Клуб в Оренбургской областной библиотеке имени Н. К. Крупской начал свою работу в конце прошлого года – Года российского кино. Дважды в месяц по вторникам в электронном читальном зале проходят кинопоказы известных зарубежных и российских авторских фильмов, ставших классикой.
Показ «Красной пустыни» состоится 7 февраля, начало сеанса в 17:00.
Телефон для справок: 61-60-27.
Вход свободный.
Группа «ВКонтакте» https://vk.com/arthouseklub
