Новосибирск 5 июня 2015, 18:06

Приключения гениальных дилетантов в Сибири

Вчера, 4 июня, в Новосибирском государственном художественном музее со всего первого этажа вытащили картины всех русских художников! Спокойно, это была не кража века. Все сделали абсолютно сознательно — на какое-то время классика и мастерство уступили место новаторству и гениальному экспромту. Если точнее, то вчера в музее открыла свои скрипучие индустриальные двери выставка «Гениальные дилетанты»: субкультура 1980-х годов в Германии», посвященная бунтарским восьмидесятым в Берлине и всем тем, кто участвовал в музыкальных, художественных, ментальных, сценических, сознательных и бессознательных прорывах того времени и места. И это, на наш скромный пристрастный взгляд, действительно гениально.

Для тех, кто не в теме, в общем, для дилетантов, поясним дословно: «это то время, когда музыканты сочиняли стихи и снимали фильмы на первые видеокамеры «супер-8», художники играли в группах или основывали клубы, ставшие инкубаторами сцены не только в Берлине, но и повсюду — от Дюссельдорфа, Мюнхена и Бонна до Розенхайма и Эрлангена. Пока «F.S.K.» или «Die Tödliche Doris» экспериментировали с музыкой, видео и языком, группа «Einstürzenden Neubauten» поражала публику неслыханными грубыми звуками на самодельных инструментах. Дадаизм и флуксус возвратились к жизни, откопированные фэн-журналы ходили по рукам, кассетные лейблы росли как из-под земли по всей стране, а «молодые дикие» покоряли галереи».

И все это можно воочию увидеть, послушать и восхититься, придя по адресу Красный проспект, 5, по графику работы музея. Не поленитесь, найдите дырочку в плотном графике безделья и сходите прикоснитесь к ужасно прекрасному. Именно так, ведь «ужас» всего можно вписать в формат зарождения этой культуры – разделенная Германия, сквоттинг, стычки с полицией и общая усталость от всего, что уже сделано на мировой творческой сцене – отсюда жесткие звуки, сумасшедшие формации, огонь, вода и заводские трубы. А вот «прекрасным» увенчались причудливые эксперименты и поиски себя в бетономешалке разрывных идей и зубодробительных инсталляций.

Почти все те, кто оформлял субкультуру того времени в то, что можно увидеть на выставке, уже давно забыты и утеряны и даже сами, возможно, не вспоминают свою бурную молодость как что-то значимое, но есть и те, кто удивляет и завораживает по сей день. Для кого-то это не более чем попытка самовыразиться, а для кого-то это целый мир со своими идолами и культами. Но кто бы что ни говорил – те музыкальные и визуальные концепции, созданные в этот период, сформировали добрую половину всех ныне существующих стилей и направлений. Глядя на все это, понимаешь, что искусство оно вот оно, совсем рядом, не за стенами художественных школ и годами музыкальных училищ, а просто – бери и твори. Это как бы  взрыв из бездны.

MqWEtYZ3MmA

Вся выставка устроена так, что скучно точно не будет. Залы не загружены тысячами детальных аспектов, обойти все можно буквально меньше чем за час, но впечатления от увиденного потом еще месяц будут мотивировать на созидание. Короче, все заряжено на успех. Можно смотреть фильм о том, как это было, любоваться фотографиями «тех других» людей, слушать самые культовые произведения групп того времени, пластинки, кассеты, видео-клипы, записи – в общем, все, что могло помочь выразить себя духу противоречия тех лет, у которого едва хватало денег на шнур для микрофона. Гениальный – не значит дорогой и известный.

Новосибирск – первый город в России, где останавливается эта выставка и не случайно. Городу давно нужен глоток свежих гвоздей, чтобы проткнуть черный целлофан мракобесия, который вокруг него начал затягиваться. Все получилось очень круто и атмосферно, и даже припаркованный напротив входа в галерею универсал с большими буквами «Святая Русь» на стекле ничего не изменил. Так что, на взгляд автора этой статьи, выставка «Гениальные дилетанты» — то, что доктор прописал.

Читайте также:


115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru