Приближается самый долгожданный российский праздник, перед которым люди подводят итоги года, а после которого два дня питаются салатом с крабовыми палочками и кукурузой, смотрят советские фильмы или зависают в ВКонтактике, прошаривая фотоальбомы друзей, или выпытывают подробности той роковой ночи: чья непереваренная еда оказалась в ботинках, кто набрызгал “мазиком” на лицо подруге, чьей идеей было слепить в доме снеговика, что за парни заходили к нам на огонёк? Вместо воспоминаний событий прошлой новогодней ночи, почитайте-ка лучше о том, как Новый год отмечали ваши прадеды во времена царской России и в послереволюционное время.
Новый год раньше был чисто городским праздником. Крестьянину, что праздник, что любой другой день – работа начинается с утра пораньше, а вечером обязательно следует гульнуть и отрубиться до полуночи, дабы утром снова пойти работать. Поэтому и праздновать в Новониколаевске стали, лишь с конца 19-го века.
С новым годом! С предпоследним в XIX в. новым годом, читатель! Ещё два года и настоящее столетие отойдёт в прошлое. Нам, русским, будет чем его помянуть: этот век разбил у нас цепи крепостничества, провозгласил равенство всех перед законом, дал гласный, скорый и доступный всем суд… Не всё из задуманного и даже осуществлённого и не везде в достойной широте и полноте проведено в жизнь. В частности у нас, в Сибири, недоделок больше, чем в остальной России, мы отстали от наших зауральских братьев, находимся на исключительном положении: у нас есть ссылка, чего нет за Уралом, у нас нет земства и суда присяжных, что есть там
– Газета «Сибирская жизнь», 1 января 1899 года
Первую ёлку в нашем городе установили уже в 1899 году. Средства на неё собрали священник города Василий Посельский и семья Горловых. Вокруг ёлки дети водили хороводы, играли и получали подарки от Деда Мороза. Но ёлка была рождественской, ибо в религиозной России главным праздником было Рождество, которое длилось до Крещения. Люди ходили друг к другу в гости, накрывали столы и гуляли по улицам. Новый год же наступал посреди рождественских празднований.Упоминаний о нём TNR найти удалось лишь самую малость. Праздник это был домашний и служил лишь причиной для поздравлений и пожеланий. Так, всё в том же выпуске Новониколаевской газеты Анна Горбатовская в новогоднем пожелание писала:
Перво-на-перво, с Новым годом, с новыми надеждами, г.г. читатели. С новым счастьем мы не поздравляем, потому – что такое счастье? – Бог его весть. Одни из философов утверждают, что счастье нет и быть не может; другие, – что счастье понятие условное: для одних оно будто-бы, на дне рюмки водки, а для других – совершенно в противоположном месте; третьи поучают, что счастье – покой… Гмм!.. покой… не можем мы пожелать покоя: им и так слишком полны наши палестины. Итак, ещё раз: с Новым годом, с новыми надеждами, господа! А затем, наши скромные пожелания: Матушке России – стать грамотной. Управляющим города. Помнить, что добрыми намерениями вымощен ад; не смотря на то, однако, пребывание там не представляет, кажется, ни удобств, ни больших приятностей. Жителям. Во-первых, самосознания, во-вторых, - самосознания и в-третьих, опять таки самосознания.
– Газета «Сибирская жизнь», 1 января 1899 года
Интересное поздравление от автора, который пытался быть оригинальным. Примечательно, что спустя четверть столетия, в газете Советская Сибирь за 3 января 1925 года от автора с подписью СКИФ нам удалось найти следующую заметку:
Смешно-же в самом деле желать какого-то счастья. Ну что такое счастье?.. Не знаете? И я не знаю. По моему его вообще не существует. Это так… что-то отвлечённое, неконкретное. В общем ерунда. Ну, а желать ерунду, по моему, не стоит… Согласны?.. Ну, я же знал… Сознание… Вот самое, что ни на есть главное. Сознание своих ошибок, сознание в каком-нибудь «грешке», сознание… Да мало ли какие есть сознания
– Газета «Советская Сибирь», 1 января 1925 года
После прихода к власти большевиков, с 1919 Новый год стали праздновать по новому стилю синхронно с Европой. Следующий год партийная ячейка Новониколаевска отпраздновала праздник докладами об итогах и перспективах своей работы. Докладчиками выступали видные партийные работники. После докладов были устроены спектакли, концерты и угощения. Вечер, как всегда, закончился танцам.После празднования, угощения раздали в пользу беспризорного ребёнка. В “Рабочем Дворце” бойко торговал буфет, чистый сбор от которого также поступил в пользу беспризорников.
Рабочие и служащие Новониколаевска встретили новый год в торжественной обстановке
– отметили в газете «Советская Сибирь» от 3 января 1921 года.
Также в этом выпуске TNR на глаза попалась заметка про искоренение самогонки. Совсем людям веселиться не давали. Заставляли слушать скучные доклады, запрещали пить. А на дворе был 20-ый год. Разгар гражданской войны, голод и болезни захлестнули город на Оби.Со временем, отношение советской власти к последнему празднику года изменилось. После смерти вождя, большевистская пропаганда забила в новом ключе.
Сегодня 1-ый день 1925 года. Для нас, советских людей, в советской стране, день нового года не имеет того значения, которое старались придать ему ранее
– Газета «Советская Сибирь», 1 января 1925 года
Чего же пожелать нашим читателем? Счастья вам обязательно пожелают другие. TNR же желает вам побольше читать и думать над тем, что прочитали. Мысли идут из подсознания. Поэтому сначала вы их считываете, загружая в своё сознание, а потом с помощью процесса мышления откладываете на хранение в подсознание. С наступающим Новым годом, друзья. Главное – не спать, а то весь год как стручок импотента будете.