Нижний Новгород 22 января 2016, 20:00

Семья Ивасенко: «Разницы нет — главное, что снимает Ивасенко, а уж Саша или Ося — неважно»

Город – это не только здания, улицы, парки и скверы. Это в первую очередь люди, которые живут в нем. Люди, которые создают его, задают тон и настроение. А если это еще и творческие люди, то жизнь города обретает яркие краски, сумасшедшие эмоции и неимоверный драйв. Поэтому мы открываем серию интервью с самыми творческими парами города, которые поделятся своими историями успеха об укрощении экспрессивных натур и о безопасном для счастливой жизни совместном существовании на родных квадратных метрах.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Сегодня под наше пристальное внимание попала семья нижегородских фотографов – Александр и Ося Ивасенко. Он – основатель «Студии промышленной фотографии» и по настроению создатель диковинных работ из дерева, она – его главный идейный вдохновитель и партнер по искусству фотографии. У ребят подрастают дочь Лиза и сын Миша. А недавно в их семье случилось долгожданное чудо: дочек прибавилось ровно на одну красавицу.

-Как вы познакомились?

Ося: Смешно сказать: Саша увидел меня на фотографии, которая была в альбоме у нашей общей подруги, и попросил познакомить его. В этом году будет 16 лет, как мы знакомы, и 14 — как мы женаты.

Саша: Познакомились с помощью клоуна Авабуки. Это Паша Алехин, мой друг, мы учились вместе. Он поступил на филфак, и позвал меня как-то с собой на квартиру в компанию девчонок праздновать 8 марта. Попали в небольшую квартирку, очень уютную, вся была в картинах, эстетская, в общем. И я стал смотреть альбом с фотографиями, а там девушка на меня смотрит неземной красоты. Оказалась подруга хозяйки квартиры, ну я и попросил познакомить меня с ней.

473221_298114780256451_1898767098_o
Фото из личного архива

-А как попали под чары фотографии?

Ося: Я в юности никогда не думала, что стану фотографом. К 14-ти годам я точно знала, что хочу стать журналистом, и устроилась внештатным сотрудником в газету «Саров» (я тогда жила с родителями в Сарове), так как была намерена поступать на журфак и хотела приобрести соответствующий опыт. В 28 лет, «дослужившись» до поста шеф-редактора, я бросила работу в журнале и практически с нуля занялась фотографией. Мне было достаточно тяжело решиться на такой шаг — к этому моменту я отдала журналистике ровно половину жизни, и с ней было тяжело прощаться, как и с любой мечтой юности. Впрочем, я быстро втянулась в новую профессию и полюбила ее. У нас есть разделение труда — я занимаюсь фуд- и предметной фотографией, снимаю репортажи и портреты, ассистирую Александру на съемках, продумывая сценарий и организовываю съемочный процесс.

Саша: Изначально я занимался резьбой, и лет 5 зарабатывал исключительно этим. Вместе с братом мы делали миниатюрные вещи, достаточно дорогостоящие. Возникла необходимость все это фотографировать. А как-то раз мы с другом праздновали день рождения мой и отняли у какого-то роллера на площади Минина коньки покататься. В итоге я сломал правую руку. У меня был сложный перелом, и я полгода был в гипсе. Соответственно я не мог в это время заниматься никакой резьбой. А фотоаппарат-то был. И я ходил что-то снимал задумчиво, по-осеннему. Нужна была какая-то отдушина, хотелось чем-то заниматься, чем-то доступным в таком состоянии одноруком. И вот, увлекся. Потом в 1998 году мне настойчиво посоветовали пойти учиться в архитектурный. Учился там и параллельно фотографировал. Год я проучился, и мне предложили сделать выставку в университетской библиотеке. И туда каким-то образом зашел Алик Якубович. Сказал, что парень я толковый, и позвал к себе. Мы подружились, он начал мне подкидывать заказы. И к четвертому курсу оказалось, что именно фотография мне приносит основной доход.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

-У фотографии много жанров. Отличаются ли ваши стили и видение картинки?

Ося: Интересный вопрос. Есть жанры — классический событийный репортаж, например, — в которых мы снимаем неотличимо. Мы этим пользуемся, периодически подменяя друг друга, и заказчики согласны на это, зная, что разницы нет — главное, что снимает Ивасенко, а уж Саша или Ося — неважно. Традиционно архитектуру и интерьеры снимает Саша — он архитектор по образованию, ему и карты в руки, поскольку он отлично чувствует объемно-планировочный замысел объекта. В нашей студии я отвечаю за фуд-фотографию — у меня очень большой опыт по этой части, и даже Александру не удается точь-в-точь повторить тот льющийся свет, который стал моим фирменным приемом. Но, пожалуй, основное различие между нами проявляется не в коммерческой фотографии, а в том, что мы снимаем для души. Саша прекрасно фотографирует пейзажи и на прогулках никогда не расстается с фотоаппаратом. А я с удовольствием снимаю классические, чаще всего черно-белые, студийные портреты.

Саша: У Оси больше внимания к мелочам и к стилю, как у женщины. У нее есть еще стиль съемки психологических портретов в студии. Она делает портреты без антуража, просто лицо. Она очень долго мучает этого человека, но получается хорошо. Все очень просто, без затеи и лаконично, но мне нравится, как получается.

-Часто спорите по поводу своего творчества?

Ося: По-моему, такого вообще ни разу не было. Мне бы хотелось дожить с Александром до глубокой старости и умереть в один день, так что я стараюсь с ним не спорить. А он — со мной.

Саша: У нас споры в основном по поводу того, кому мыть посуду. А если ей хочется поспорить на умные темы, то она приходит в нашу «Студию промышленной фотографии», где находит много собеседников.

382895_249239925143937_1908422682_n
Фото из личного архива

-А детей как-то склоняете к фотографии или объективно поощряете творческие порывы?

Ося: Наш старший сын одно время хотел стать фотографом, но потом передумал, хотя у него хорошее врожденное чувство композиции, и мне нравились некоторые из его снимков. Если бы кто-нибудь из наших детей решил заняться фотографией, то мы отдали бы его сначала поучиться ей, а потом бы объективно посмотрели, пригоден ли он к этому. Но пока наши дети не проявляют особого интереса к фотографии как к профессии.

Саша: Сын особо не тяготеет к художеству. Его тянет к чему-то механическому, к математике и конструированию. А Лиза с утра до ночи рисует, наряжает кукол, строит домики и разыгрывает сценки. Так что дети у нас достаточно независимы от фотографии.

-Так все-таки, как удержать две творческие натуры под одной крышей?

Ося: Сложный вопрос. Мне кажется, что любой брак — между творческими натурами или нетворческими — должен основываться на взаимном интересе, уважении и терпении. Мы работаем вместе на протяжении почти всей нашей совместной жизни (долгое время я была редактором журнала, где Саша был фотографом), и нам, слава Богу, пока удается избежать пресыщения общением.

Саша: Надо крышу для начала (смеется). А вообще любить друг друга надо, и все будет хорошо. Важно интересоваться человеком и с ним общаться, жить его интересами. Важно жить общей жизнью. И не просто быть рядом, а знать, о чем твой близкий человек думает.

10481508_712392418828683_1312007332830973039_o
Фото из личного архива

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru