Нижний Новгород 30 апреля 2016, 04:28

Территория судьбы Олега Шапкова

0-12986502_10209462853275316_876833230_o
Фотограф: Андрей Теребилов

С Олегом Шапковым я познакомился случайно – в январе 2016 года, на свадьбе нашего общего друга. Разговорились. Оказалось, что Олег снимался в фильме «Территория». Этот грандиозный проект режиссёра  Александра Мельника, экранизация одноименного романа Олега Куваева, произвел на меня очень сильное впечатление: как игрой потрясающих российских актеров, так и красотой северных российских земель. Съемки фильма проходили на плато Путорана в Красноярском крае, бухте Провидения на Чукотке. Фильм, как и книга, основан на реальных событиях и повествует об открытии грандиозного месторождения золота на Крайнем Северо-Востоке СССР.

Я попросил Олега о встрече, чтобы поговорить о том, как проходили съемки фильма.

0-12970313_1061338773926714_155734153_o

«Территория — это место, где люди проверяются на прочность. Необозримые пространства, где тундра встречается с ледяными торосами Ледовитого океана. Суровый русский север, которому способны бросить вызов немногие. Геолог Илья Чинков, одержимый идеей найти легендарное золото Территории, собирает команду смельчаков, готовых поставить на карту все, включая собственные жизни» - КиноПоиск.
0-12962414_1061338533926738_848152940_o

- Твои впечатления от персонажа, которого ты играл?

- Кино, в целом, - это такая непростая штука. Бывает, сценарий фильма часто меняется во время съемок. По разным причинам. Мой герой -  бывший зэк по прозвищу Седой - вначале был совсем иначе нарисован. Он более понятно шел от идеи до поступка, попытки убийства геолога Баклакова из-за золота. В финале Седого должно было смыть рекой, и это было бы логично. Вообще, вторая половина фильма была сильно изменена из-за уменьшения финансирования, я бы сказал, ушла под лед.

0-12986485_1061337133926878_2008523728_o

0-12991780_1061336517260273_1515753785_o

- Насколько сценарий отличался от самого романа?

- Это не совсем полная экранизация романа, это фильм по мотивам, что-то было переписано, что-то взято из писем Куваева. Но сюжет, в основном, сохранен. Это реалистический фильм про человеческие взаимоотношения. Наверное, авторам захотелось, чтобы актеры максимально достоверно прожили историю в реальных декорациях. Чтобы люди совершали поступки — безумные или обдуманные - но совершали поступки. Чтобы геройство было.

«Куваев написал книгу о страсти человека к своему делу, одержимости, связанной с трудом, долгом, честью, достоинством. И о людях, которые ставят работу превыше всего. В хорошем смысле слова — настоящую, большую работу» режиссёр Александр Мельник
- Как ты попал в этот проект?

- Попал я на съемки совершенно случайно, с легкой руки моего старого друга, режиссера Рамиса Ибрагимова, который ставил у нас спектакль в театральном училище в 1995 году. Он был моим агентом - порекомендовал меня и пролоббировал встречу с режиссером фильма Александром Мельником. Мы пробовали несколько персонажей и остановились на Седом. Я был сразу утвержден, так сказать, пришелся ко двору.

- Сколько времени продолжались съемки фильма?

- У меня были три экспедиции. Месяц на плато Путорано летом, потом в феврале. В феврале предполагались съемки в морозы, ждали снежных вьюг. Но природа распорядилась по-своему. Мы прилетели, было солнце, голубое небо, шквалистый ветер и 0 градусов. Просидели три дня без работы на точке ничего не снимали. Заканчивалось горючее, еда. Вызвали вертолёты - а погода нелетная. Вот было весело! В итоге все-таки решили снять что-то в этих условиях, в режиме реального времени - придумывали с вечера какие-то сцены, на ходу переписывали сценарий. Потом, слава богу, прилетел вертолёт - улучили момент, когда ветер ослабел, привезли топливо и еду.

В такой ситуации, когда нет условий для съемок, или невозможно забросить на съемочную площадку необходимое оборудование, деньги тают как снег, с неимоверной скоростью.  Например, по сценарию в одном из эпизодов трактор должен был провалиться под лед, и герои погибнуть. Нужно было доставить устройство, чтобы продолбить лед, но из-за погоды так и не доставили. Кололи лёд вручную, недокололи и трактор по фильму просто проседает, падает на бок.

Следующая экспедиция была на Чукотку - там снимались зимние сцены и финал картины. Площадок для съемок было много, пешком не дойти, и мы перемещались на вездеходах между ними.

Впечатления от тех мест реально жуткие. Я почувствовал, что здесь людей не должно быть по определению. До того суровые места, неприспособленные для жизни человека. Как будто ты стоишь на другой планете... С одной стороны красота, тишина, спокойствие. С другой - страх. Это что-то типа эйфории, только наоборот. И приходят разные мысли и откровения… Ты ощущаешь свое ничтожество, насколько ты мал и слаб в этом мире или Вселенной. Кто-то не очень умный придумал, что человек - царь природы.

- Как работалось с известными актерами, как складывались отношения на съемочной площадке?

- Для меня это была первая значимая работа в кино. Рассказывали разное про ситуации на съемках. Мне в этом смысле повезло - люди подобрались замечательные, причем на всех уровнях - никакой звездности, понтов. Кто-то потише, кто-то погромче, кто-то более коммуникабельный, кто-то менее, но атмосфера была очень комфортная. Со всеми можно было разговаривать абсолютно на равных.  Люди понимали, что живут вместе на очень маленьком пространстве, по правилам общежития, без привилегий. Как говорится, перед комарами все равны.  Я получал удовольствие от работы и общения.  За пределы лагеря выходить без сопровождения было запрещено ввиду опасности нападения диких животных и т.д. Нас охранял взвод охраны, среди них два профессиональных охотника. Чистая ледниковая вода, рыба, которую можно ловить руками, комары – огромные! Три дня я пользовался защитой, кожа устала от репеллентов, но выработалась привычка – и я перестал замечать комаров. И, при разговоре, даже не шлепаешь их, а просто раздвигаешь этот рой рукой, как занавеску. Они перестают тебя нервировать и со временем кусать, как будто ты вливаешься в этот природный коллектив (смеется). И все вот так, по-настоящему и без дураков.

0-z_484806bc

А отношения… Я сам стремлюсь быть максимально честным к себе и окружающим. Наша жизнь настолько замусоренная... А там не работают никакие модели поведения. То есть, если ты чего-то не умеешь, то не спрячешься ни за что! И меня такая категоричность, такая постановка вопроса сильно радует. Ты получаешь наслаждение от окружающего тебя мира, там нет суеты, нет масок. Ты там реальный. Такой, какой ты есть!

- Чем различается работа актера в театре и в кино?

- Актер кино и актер театра - это две разные профессии, два разных дела. В театре ты работаешь с целым залом, ты видишь людей, их реакцию, чувствуешь энергетику зала. В кино ты работаешь только на камеру, ты лишен возможности получить живой эмоциональный отклик. Кино снимается короткими эпизодами, сценами, и это похоже на эстафету или бег на короткие дистанции. И в этом специфика кино. А в театре каждый спектакль – марафон.

- Были предложения после этого фильма?

- Предложения о съемках? Нет, пока не было. Не узнают – наверное, грим был хороший (смеется).

Но я рад был участвовать в этом фильме, это потрясающий опыт. Знаю, мне это пригодится и в определенный момент сработает на меня.

0-12970144_10209462836674901_1008441231_o
Фотограф Андрей Теребилов

Краткая биография

Родился 8 июня 1971 года в Павлово Горьковской области. В 1995 году окончил Нижегородское театральное училище им. Е.А. Евстигнеева. В 1999-2001 годах работал в Нижегородском академическом театре драмы им. М. Горького, принимал участие в спектаклях антрепризы Антона Маркова при Доме Актёра, Маленького театра Натальи Заякиной, Нижегородского ТЮЗа. В 2003 совместно с Львом Харламовым создал Театр одновременной игры "Zоопарк".В феврале 2010 года вновь приглашён в труппу Нижегородского академического театра драмы им. М.Горького. В 2012 году уехал за режиссером Владимиром Золотаревым в Пермь,  играл в Пермском академическом "Театре-Театре" (бывший Пермский академический театр драмы). С 2015 года – в Москве, играет на сцене Театра им. М.А. Булгакова, открытом на базе культурного центра «Булгаковский Дом».

Материал готовили: Андрей Теребилов и Татьяна Парахина

Фильм "Территория"  

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru