Валерий Барыкин: "Пин-ап - это тема такая, всеобъемлющая. Все девчонки хороши"
Пин-ап (англ.to pin up — прикалывать, то есть плакат, прикалываемый на стену) — американское искусство настенного плаката с изображением полуобнаженной девушки, появившееся в середине двадцатого века благодаря мастерам рекламы Coca Cola, которые применили замечательно простой способ создания журнальной иллюстрации - они перерисовывали один к одному фривольные фотографии, а иногда накладывали краски прямо на фото.
Расцвет моды пин-ап пришелся на 30-е годы XX века. В годы Второй мировой войны изображения девушек с обложек (pin up girls) украшали фюзеляжи военных самолетов, танков, гильзы снарядов. Постеры с их изображениями вырезали из журналов и крепили на стены, кабины автомобилей и прочие поверхности.Нижегородский художник Валерий Барыкин соединил эстетику американского пин-апа и плакаты на советскую тематику, разрабатывая с 2000-х годов стилистику «Советский пин-ап». Получилась некая эклектика. Ведь в Советском Союзе секса-то не было, а значит, не было и сексуальности. Но Валерий Барыкин утверждает, что сексуальность была, да еще какая! И именно этому посвящены его работы.
- Как родилось увлечение этим, прямо скажем, весьма необычным жанром?
В 1994 году, как только я закончил театральное училище, я занимался дизайном. Работал в газетах, журналах. А параллельно еще вел арт-жизнь: занимался живописью, графикой. Но в те годы моя стилистика была совершенно другая, далекая от пин-апа. Я был под влиянием Парижской школы с Шагалом и Пикассо и Объединением нижегородских художников «Черный пруд». Но это продолжалось недолго. И где-то в 2000-е годы я почувствовал внутренне, что мне чего-то не хватает в этой жизни (занятия дизайном меня тоже не вдохновляли). Я заперся дома и начал осваивать технику рисования в Photoshop при помощи графического планшета Wacom. Иллюстрации в стиле пин-ап, Lifestyle стали все чаще попадаться в интернете. Я отсмотрел множество иллюстративного материала по этой теме. Сравнивая технику рисования рекламных и пин-ап постеров в США и советского социального плаката, я нашел много общего.
Знаковым моментом для меня было посещение выставки «Москва-Берлин» в Пушкинском Музее в Москве. На выставке много места было отведено плакату как советскому, так и пропагандистскому плакату нацистской Германии, а также кино-плакату. Это и братья Стенберги, и Дейнека, и Корецкий, Зеленский, Хомов и немецкие художники Людвиг Хольвайн, Хуберт Ланцингер. Выставка произвела на меня огромное впечатление. Так, размышляя о плакатном искусстве, в один прекрасный день я сделал коллаж в Photoshop, где вклеил пин-ап девочку в соцплакат. Вскоре появились другие работы, которые находили положительный отклик у друзей. И я стал по-настоящему серьезно относиться к этому жанру.
-Наверняка есть художники, стилем и идеями которых вы вдохновляетесь?
Конечно, есть. Альберто Варгас, Хадзимэ Сораяма, фантазии которого некоторых могут возмутить, но его работы настолько прописаны, настолько детализированы, что просто поражают воображение. Джил Элвгрен для меня небожитель, я учился на его работах, потому что так, как он пишет женщин, больше не пишет никто. Еще мне очень нравится Роберт МакГиннис. Но он рисует скорее девушек Джеймс Бонда, а это уже не совсем пин-ап. Девушка в классическом пин-апе немножко пухленькая, наивная и улыбчивая блондиночка в стиле Мэрилин Монро. Его же девушки более циничные что ли, и соответствуют тому периоду, когда стало меняться отношение к женщине в обществе.
- Сколько лет Вы рисуете в этом жанре? Почти 10? Это же огромный срок. Бывает, образ, модели приедаются, тускнеют…
Бывают моменты, когда мне хочется куда-то еще повернуть, потому что человек не может в принципе стоять на месте, тем более художник. Он должен развиваться, искать новые формы и идеи. Но постепенно элементы плохого настроения уходят, я начинаю осваивать новые сюжеты. Они приходят иногда трудно, иногда легко. Наше советское плакатное искусство было достаточно обширно. Я просто просматриваю в интернете коллекции новых плакатов. Меня что-то смешит или поражает, и я сразу прикидываю, как бы это выглядело, если бы я ввел сюда свою красотку, и как можно повернуть сюжет в новое русло. И тут же рождается новый плакат…ну или не рождается.
- Девушки на Ваших плакатах – реальные модели или выдуманные образы? Кого предпочитаете изображать на плакатах – блондинок или брюнеток?
Раньше я использовал буквально найденные референсы в интернете. Но сейчас мне помогают моя жена и 2-3 девушки, с которыми я часто работаю. Под сюжет мы подбираем одежду, аксессуары. Сюжет придумываю я, делаю фотосъемку. После этого рисую и создаю окружение: либо это стройка, либо бензоколонка, либо автобусная остановка…да что угодно. Предпочтения по девушкам нет, они мне все нравятся: и блондинки, и шатенки, и рыженькие. Пин-ап - это тема такая, всеобъемлющая. Все девчонки хороши.
- А темы? Вы объединяете картины по сериям, или рисуете спонтанно? Есть любимые сюжеты?
Каждый плакат сам по себе, но в серии они складываются. Самая большая серия – строительная. Так получилось, что я работал на стройке в свое время, был каменщиком 2-го разряда. Потом разрабатывал календарь для пары строительных компаний. Мне нравятся такие молодые каменщицы или штукатуры, но чтобы они красивые были. Я как бы строю, таким образом, свое советское прошлое на мой вкус, я идеализирую тот мир. А людям кажется забавным, что такую привлекательную девушку видят на стройке, ведь в реальной жизни такие девушки вряд ли пойдут в штукатуры. Это несоответствие вымысла и реальной жизни, наверное, притягивает зрителя.
- Расскажите о Вашей «Пивной серии»
О, это очень удачный проект. Эта серия длиться уже 3-й год. Сначала мы заключили договор на 12 банок, недавно продлили его. Сейчас в совокупности штук 19-20 таких авторских банок существует. Специально для каждой я разрабатываю свой сюжет. Изначально (первые 12 картинок) сюжет зависел от сезона: если лето, - то пляж, если зима, - то что-то новогоднее. Потом была Олимпиада, мы сделали два или три спортивных сюжета. Сейчас мы делаем девушек разных профессий: проводницу, почтальоншу, девушку-космонавта в стиле ретро-футуризм.
Самая большая фишка была в том, что заказчики сами предложили подписывать мою фамилию под картинкой. И после этого все рекламные иллюстраторы стали мне безумно завидовать, потому что в этом деле редко когда указывают фамилию автора. И, благодаря этому, я прославился на всю Россию и даже за границей, потому что коллекционеров банок очень много. Мне часто присылают письма и фотографии со всяких «симпозиумов» баночников, они просто в восторге.
- Где можно приобрести ваши плакаты или картины?Нужно сказать, что мне повезло, моя рекламная иллюстрация плавно перетекла в некое направление современного искусства. Получается постмодернистский прием сочетания не сочетаемого пин-апа и соцреализма. Сейчас современные художники любят возвращаться к социальному реализму. И советский пин-ап плавно влился к это течение. В 2013 году Владимир Овчаренко, основатель и директор галереи «Риджина», предложил поучаствовать в аукционе «VLADEY». Для меня это было важным событием. Раньше в России подобные аукционы современного искусства не имели большого успеха. Я выслал на аукцион копию своей работы «Скоро Москва! Поездом», которая была продана за 11 тысяч евро.
Конечно, сейчас я стою далеко не в первых рядах. На аукционе выставляются серьезные авторы, многие из которых приобрели уже культовый статус: шестидесятники Оскар Рабин и Олег Целков, Файбисович, Дубосарский и Виноградов, Павел Пепперштейн, Айдан Салахова, Тимур Новиков, Мамышев-Монро и многие другие. Поэтому выставляться на «VLADEY» престижно. Мне было удивительно, что есть такие покупатели, которым действительно нравится пин-ап, классический или советский. Это приятно. Работу маслом «Передавай свой опыт молодым», к примеру, заказал Андрей Малахов. Как выяснилось, он коллекционирует живопись.
Плакаты и альбом «Советский Пин-ап» можно приобрести на моем сайте, и в нижегородской галерее «Кладовка». В интернете можно найти и купить плакаты на стоках. В Петербурге мои плакаты можно приобрести в галерее «Эрарта». В свою очередь у «Эрарты» есть филиалы в Нью-Йорке, Лондоне, Гонконге, где также продаются плакаты.
- Как Вы относитесь к воровству? Речь идет о воровстве Ваших работ, которые некоторые ушлые предприниматели помещают на футболки, кружки, сумки и т.д.
Честно говоря, спокойно отношусь. Я понимаю, что сложно отследить действия подобных коммерсантов, да и адвокатов, которые бы занимались арт-рынком, сложно найти. А так получается, что это своеобразный пиар. Тем более, если бы не было у нас воровства, посмотрел бы я новый фильм с Ди Каприо дома, во время его проката в кинотеатрах? Веселее с этим «воровством» нам живется.
- В 2010-2014 гг. у Вас было много выставок и публикаций. А что сейчас в планах?
Планирую заниматься тем же самым. Кроме того, есть идея перейти на немножко другую ветку моего направления. Мне хочется сочетать социалистический реализм с такой дешевой американской книжной иллюстрацией, как обложки палп-фикшн, низкопробных детективных романчиков. Очень нравятся обложки к этим книжкам, они яркие и живые. И с этим хочется поработать. Ну и продолжаю заниматься маслом, раскручиваю свой сайт, который одновременно служит и арт-шопом, с моими плакатами и альбомами.
- Вы ведете свой официальный блог в сообществе иллюстраторов. Можете описать портрет Вашего читателя? Это в большей степени профессионалы, или все-таки люди абсолютно разные, возможно, просто поклонники Вашего творчества?
Это, скорее всего, человек средних лет, уже семейный, автомобилист, потому что я часто рисую на автомобильные темы. И мне, кстати, даже могут написать о неточности «сборки» машины, изображенной на плакате. Также есть и молодые ребята, даже девушки. А вообще на этом сайте я больше слежу за творчеством своих знакомых, которые образовали более 7 лет назад такой себе кружок по интересам. Сейчас все изменилось. На сайте представлены такие мастодонты иллюстрации (один из них перед вами), заказы у которых расписаны на годы вперед: Бритвин, Татьяна Доронина и др. Некоторые даже уходят с сайта, потому что переполнены заказами, а сайт и был создан для их привлечения. Сам сейчас просто выставляю свои работы, но заказы редко принимаю. Времени не хватает.
- В 2015 году Вы работали над оформлением афиши к фильму «Частное пионерское-2». Расскажите о них.
Мне позвонил режиссер Александр Карпиловский. Он попросил меня посмотреть первую часть «Частное пионерское». Это оказался фильм про двух мальчишек лет 10, про их детские приключения в городе Дзержинске. А это как раз моя вторая родина. И я практически увидел себя в этих пацанах. Фильм снят по рассказам Михаила Сеславинского, руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, сам он из Дзержинска. И я уже не смог отказаться. Нарисовал я им титры перед фильмом анимированные и афишу. Нас приглашали на премьеру с дочерью, но мы не смогли поехать, так как родился сынишка Петька.
- Как Вы считаете, есть будущее у жанра «Советский пин-ап»?
Кто же это знает? Думаю, что рано или поздно все заканчивается. Но, если тебе нравится твоя работа, и ты относишься к ней серьезно, это долго живет и будет востребовано. Главное - делать то, что ты делаешь и не думать о том, что будет. А ценитель всегда найдется. По крайней мере, обо мне будут помнить, что я стоял у истоков направления «Советский пин-ап».