«Все умрут, а я останусь». Почему фильм Валерии Гай Германики по‑прежнему актуален

«Все умрут, а я останусь». Почему фильм Валерии Гай Германики по‑прежнему актуален

Проблемы подростков — сложные отношения со взрослыми, жестокость сверстников — остаются актуальными, а в последние годы появились новые вызовы: цифровое давление, социальные сети, изоляция. В таких условиях кино становится мощным инструментом передачи реалий жизни молодых людей, помогая понять их чувства через сопереживание.

Преподаватель факультета кино университета «Синергия», режиссер монтажа Дмитрий Белов обращает внимание на фильм Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь», который показывает правдивую картину внутреннего мира подростков и заставляет задуматься о том, как мало изменилось с нулевых годов и почему важно продолжать говорить о трудностях взросления.

О чем фильм

Фильм «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики рассказывает о трех девятиклассницах — Жанне, Вике и Кате. Они учатся в обычной московской школе, но их умы заняты не экзаменами и домашкой, а мыслями о предстоящей дискотеке.

Катя и Жанна мечтают познакомиться с симпатичными парнями, а Вика надеется произвести впечатление на Алекса, в которого влюблена.

(осторожно, спойлеры!)

У школьниц плотное расписание — нужно и уроки отсидеть, и покурить в туалете с подружками, и уговорить продавщицу ларька продать что-нибудь алкогольное.

Однажды, демонстративно сбежав с урока геометрии, девушки, как когда-то Саша Белый с друзьями в сериале «Бригада», дают клятву не предавать и быть верными друг другу. Однако уточняют — клятва не на всю жизнь, а только до тех пор, пока они не вырастут.

Вскоре она будет нарушена. Катя сбежит из дома к Жанне, и из-за этого директор отменит дискотеку. Подружки решат, что танцы важнее дружбы. Кате придется вернуться домой, а Вика и Жанна решат отправиться на дискотеку без нее, чтобы не привлекать внимание.

Катя заводит новую подругу Лялю, но лишь для того, чтобы использовать ее. С помощью Ляли она планирует отвлечь родителей и сбежать на танцы.

Наконец наступает долгожданный день дискотеки. Каждая из девушек уверена, что он все изменит. Но их ожидания не оправдываются.

Вместо красивых мальчиков Жанна получает алкогольное отравление. Катя снова сбегает из дома и проводит время с Алексом в подвале, где между ними происходит интимная сцена.

Вика бродит по округе и сталкивается с компанией парней, которые уговаривают ее покурить марихуану. Она соглашается и после целуется с одним из них.

Позже девушка Алекса Настя избивает Катю, подозревая измену. Жанну же, пьяную и без сознания, выносит из школы отец. Очевидно, не такой вечер они себе представляли.

Разбираем героинь, как на уроке литературы

После просмотра невольно хочется вспомнить школьные годы и, как на уроках литературы, проанализировать персонажей. У каждой героини — своя драма.

Катя — запуганная девочка. Ее избивает отец, а мать не только не заступается, но и потакает ему, участвуя в «воспитательных» наказаниях.

В результате Катя грубит учителям, сбегает из дома и ненавидит родителей. Она сильно привязана к подругам, ведь у нее нет другой опоры в мире постоянного беспричинного насилия.

Жанне повезло с семьей больше. Она, по собственным словам, «держит родных в кулаке». Родители кроткие, и Жанна легко ими манипулирует. Их мягкость только усиливает ее эгоизм.

Из трех девушек она кажется самой бесчувственной и прагматичной. Но и в ней есть светлое начало: в одной из первых сцен Жанна со слезами хоронит кота, однако тут же закапывает живых рыбок. Их ей не жаль, ведь они принадлежат отцу.

Из троицы выделяется Вика. Ею движет любовь — она хочет попасть на дискотеку лишь ради того, чтобы понравиться Алексу. При этом в ней есть зачатки совести: она осознает, что хорошо, а что плохо.

Когда Жанна предлагает бросить Катю, Вика задается вопросом, стоит ли дискотека такой жертвы, будто чувствует, что дружба важнее школьных танцев.

Камера как свидетель

Фильм не предлагает сложных сюжетных ходов: девочки готовятся к дискотеке, конфликтуют с родителями, сталкиваются с насилием, алкоголем, предательством и жестокостью сверстников. Но именно в этой будничности заключена сила произведения.

Гай Германика не дистанцируется от героинь и не романтизирует их. Она внимательно фиксирует ритуалы подростковой культуры — курилки в туалете, внезапные побеги, неловкие сцены в подвале.

Благодаря этому картинка перестает быть условной: перед зрителем не выдумка, а живая реальность.

Одна из особенностей картины — документальная манера съемки. Формально это игровое кино, но снятое так, будто мы наблюдаем за настоящей жизнью подростков. Длинные планы, ручная камера — все это создает эффект присутствия.

Иногда кажется, что актеры не играют, а просто существуют в кадре. В сцене избиения Кати окружающие снимают происходящее на телефоны, и зритель чувствует себя одним из них — беспомощным свидетелем, стоящим в стороне.

Мир не изменился

С момента выхода картины прошло более 15 лет. Но многие явления, показанные в фильме, не исчезли, но стали даже острее — среди них подростковая жестокость и домашнее насилие.

«Все умрут, а я останусь» — сильная и хлесткая работа, которая без прикрас показывает, что каждый новый день подростка — это борьба: с непонимающими взрослыми, со сверстниками, со своими чувствами.

Да, со времен создания ленты в жизнь подростков ворвались соцсети, лайки и репосты. На первый взгляд многое изменилось. Однако люди остались теми же. Юноши и девушки так же влюбляются, ссорятся, обижаются, ищут взаимопонимания и проживают самые острые моменты своей жизни.

Фото: скришот из фильма «Все умрут, а я останусь»

Читайте также: