Режиссер Яна Недзвецкая: «Мы восхищались Америкой, которой никогда не существовало. Голливуд сумел пустить звёздную пыль в глаза всему миру»

6 ноября на российские экраны выходит очень красивый и поднимающий вечные проблемы фильм Яны Недзвецкой «Пуанты для моей мамы».

На премьерном показе авторского кино в Москве побывала и наш редактор рубрики «Стиль» Елена Карнеева, которой удалось пообщаться с именитым режиссером, поговорить о фильме, принципах жизни автора и том, как зрителю искренне полюбить авторское кино.

Режиссер Яна Недзвецкая

В вашей работе поднимается много тем: отношение детей и родителей, буллинг, сложности адаптации в обществе нейротипичных детей. Но для вас, что здесь было главным?

Вы как раз и назвали самое главное в моем фильме. Если решать какой-то один главный вопрос в фильме, он будет довольно плоским. Задача кино - ставить вопросы, над которыми зритель задумается. И не на один час, а хотя бы на неделю-другую.

В зале кинотеатров сидят люди самых разных возрастов и профессий - в том числе подростки, учителя, врачи, чиновники, задача которых решать те самые вопросы, поставленные авторами фильма.

Для меня в фильме важно было показать желание юной героини, назло всем врагам и обстоятельствам в том числе, достичь вершин в своей профессии, преодолев все преграды. Именно поэтому она ночами одна репетирует в зале.

Часто именно плохо социализированные дети достигают высот в своей профессии. И это надо ценить и замечать. А не унижать и давить на таких «неудобных» детей. Я сама в школе была «неудобным» для учителей ребенком.

фильм Яны Недзвецкой «Пуанты для моей мамы»

Почему именно тундра? Так далеко уносит зрителя ваша задумка. Надо признать многие кадры просто завораживают, операторская работа на высоте.

На этот вопрос ответить довольно просто. Тундра — это моя Родина! Я родилась за полярным кругом в городе Воркуте и провела там свое детство. Меня восхищает русский Север.

Все мои фильмы я снимаю на севере России. Суровая и лаконичная красота нашего севера меня завораживает в любое время года.

Странно, но именно на севере России за полярным кругом сохранился чистый русский язык без жаргонных примесей средней полосы и южных регионов.

Поговорить с северянами — это как напиться чистой родниковой воды.

фильм Яны Недзвецкой «Пуанты для моей мамы»

«Жизнь — это не про деньги». Слова главной героини. Что такое жизнь для Яны Недзвецкой?

Я живу «нараспашку», с огромным удовольствием, делая то, что хочется, поступая так, как мне интересно, без оглядки на окружающих и обстоятельства. Меня закалила в этом, конечно, Воркута. Меньше всего меня всегда волновало «Ах! Боже мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексеевна!».

Если вдруг мне становится скучно и в каком-то деле я достигла желаемого результата - мне надо идти дальше. Я бы никогда не смогла заниматься одним и тем же всю свою жизнь. На это у меня точно не хватит ни моральных ресурсов, ни силы духа.

В Литературный институт я поступила на факультет прозы, хотя стихи мои уже публиковали в известном Парижском журнале «Грани». Казалось бы - оседлай этого коня и вперед. Но для стихов есть юность.

«Лета к суровой прозе клонят», как сказал наш великий поэт Пушкин. Закончив ВГИК, сценарный факультет, в 90-е передо мной стоял выбор - писать мыльные сериалы в духе «Рабыни Изауры» или чернуху в стиле «Бандитского Петербурга». Ни то, ни другое меня не интересовало в мои 30 лет. И снова поворот судьбы.

Зато с детства, еще в Воркуте, я научилась красиво шить, создавала наряды для себя и своих подруг. Это очень мне пригодилось в мрачные 90-е, когда наша страна рухнула в черную пропасть. Вместо сценариев я начала не просто хорошо, а очень хорошо зарабатывать.

Я создавала эффектные наряды для интердевочек, которые в те годы имели возможность доставать роскошные ткани. Кстати, они были хорошо образованы - чаще всего это были студентки и выпускницы институтов иностранных языков. Так что иногда жизнь — это и про деньги тоже.

Когда есть совсем нечего, ты одна, а на руках маленькая дочь. Моя героиня в фильме не голодает. У нее довольно обеспеченная жизнь. Об этом и хотелось сказать. Деньги - не мерило счастья или несчастья.

фильм Яны Недзвецкой «Пуанты для моей мамы»

Главная героиня - яркая рыжеволосая девочка, потом девушка. Она даже этим отличается от других. Что для вас нетипичный ребенок, человек?

Задача кино рассказывать как раз о нетипичных героях. Кому нужны типичные? Их вон сколько - рядом с нами живет на одной лестничной клетке, в одном подъезде, в одном городе, на одной планете.

Всем нам интересны именно нетипичные люди со своим уникальным характером и уникальной судьбой. Не у каждого из нас есть возможность встретить в своей жизни такого человека. Именно искусство - книги, кино, спектакли могут нам показать таких людей.

Для меня нетипичный человек — это тот, кто в исключительных обстоятельствах поступает не так, как поступили бы на его месте 99 процентов людей.

Кто мыслит нестандартно и умеет приподняться над реальностью хотя бы на величину своей стопы. Кто ставит перед собой сложные задачи и стремиться их решать. И совершенно не важно, чем именно занимается человек, где работает, сколько получает. Но на своем месте он всегда будет более профессионален, чем окружающие. Люблю профессионалов своего дела - уважение таким людям.

Как полюбить авторское кино? Ваше сделано великолепно. Но хотелось бы, чтоб в России его воспринимали на ура и залы на показах всегда были полные.

Чтобы зритель полюбил авторское кино, нашим режиссерам давно пора забыть старое авторское кино 90-х. По непонятным для меня причинам, авторское кино заморозилось на том древнем уровне, когда грязь коммуналок и вонь самогона лезли из всех щелей нашего авторского кино.

фильм Яны Недзвецкой «Пуанты для моей мамы»

Именно с этой, не совсем чистоплотной руки, Россия и стала восприниматься всем миром, как грязная отсталая страна уродов и алкашей.

Приехав в конце 90-х в Америку на стажировку, я с удивлением узнала, что на американской фирме в гости из России ждали «бабюшку» - в фуфайке и платочке. Американцы больше ничего не видели по телевизору. И тут явилась я - москвичка, в эту довольно отсталую американскую «деревню» Портленд.

Через неделю половина фирмы постриглась «под меня», а вторая половина выспрашивала, где взять такие красивые вещи, в которых я приехала.

Мы восхищались Америкой, которой никогда не существовало. Голливуд сумел пустить звёздную пыль в глаза всему миру. Пока наше кино очерняло нашу страну, американцы восхваляли свою.

Наши режиссеры долгие годы стояли с протянутой рукой на европейских и американских фестивалях за наградами, поливая грязью свою же страну. Не помогая, а мешая ей подняться с колен. А в это время страна возрождалась из пепла.

На фестивале «Асти» в Италии, где мой фильм «Убойные вести из Чухломы» получил главную награду, после просмотра фильма от меня долго не отходили итальянские зрители. Они не верили, что я снимала этот фильм в России. Все предполагали, что это Швеция, возможно - Норвегия, может быть, Финляндия. Но точно не Россия.

фильм Яны Недзвецкой «Пуанты для моей мамы»

Обидно было слышать слова «у вас не может быть так красиво! Русские привозят фильмы, в которых показывают грязную Россию и всегда пьяных русских».

Так что моя задача - создать «новое авторское кино» с девизом «О проблемах красиво и с любовью к России». Надеюсь, у меня получилось сделать первый шаг. «Пуанты для моей мамы» — это в первую очередь очень красивое кино.

Новости партнеров:

Новости партнеров:

Читайте также: