В ноябре 2014 года мужской раздел сайта Telegraph констатировал кризис мужественности. Репортаж, основанный на статистике общественной организации психологического здоровья CALM, языком цифр рассказывал о том, почему в Британии зафиксирован рекордный уровень суицида среди мужчин за последние 15 лет.
Здесь мы приведем лишь основные моменты, полная версия статьи на сайте Tjournal
Треть опрошенных CALM молодых людей считали, что не обладают качествами, которые ищут сексуальные или романтические партнёрши, а половина — страдали от какой-либо формы депрессии, но не стремились ни обратиться к профессионалам, ни поговорить с близкими на эту тему.
Самыми страшными врагами парней, подытоживал глава организации Джейн Пауэлл, являлись они сами. Набор устаревших моделей и верований, заключённых у них в голове, мешал им справляться со сложными ситуациями и не позволял им делиться эмоциями и переживаниями ни с партнёрами, ни, кажется, даже с самими собой. Таким образом, современные мужчины сами съедают себя неврозами изнутри.
Обозреватель TJ Иван Талачёв рассмотрел точки зрения на современный кризис маскулинности в обществе и сделал неутешительный вывод — многие мужчины из импровизированной гонки за женщинами, успехом и деньгами сегодня выходят добровольно.
Поколение мужчин сегодня растёт без достойных ролевых моделей или медийных ориентиров. Поп-культура осыпает «поколение безотцовщин» одномерными и плоскими персонажами, в результате чего приличная часть современных парней старше 25 лет имеет размытое понятие о том, как вести себя по-мужски и что это вообще значит. Стоит отметить, что та же поп-культура, с её журналами, сайтами и кино дала женщинам той же возрастной категории полные и исчерпывающие инструкции того, как излучать женственность 24 часа в сутки.
Четыре самые губительные инструкции, которые даются мужчинам во время становления личности, перечислил американский социолог Майкл Киммел.
Правило номер один — «Никакого нытья». Оно запрещает мужчине участвовать хоть в чём-то, отдаленно напоминающем женственность или выражение чувств. Номер два, «Будь бо́льшим колесом», приравнивает уровень мужественности к зарплате, уровню власти или общественному статусу.
Правило номер три, «Будь крепким», подразумевает стрессоустойчивость и почти всегда, по горькой иронии, приравнивает человека к неодушевлённому объекту (он должен быть камнем, скалой, столбом). Номер четыре, «Задай им жару», служит оправданием любой агрессии по отношению к кому бы то ни было.
На выходе, по словам Киммела, получаются сотни миллионов эмоциональных инвалидов, вынужденных нести бремя собственной мужественности, навязанное им сверстниками и обществом.
У этих правил есть противоположные установки, которые не навязаны обществом, а идут, по словам опрошенных Киммелом парней, изнутри. Быть отвественным, быть защитником слабых, иметь честь и достоинство. Ничего сложного, кажется, тут нет, но преодолеть «давление мужественности» и стать мужчиной в собственных глазах, а не в чужих, у многих так и не получается.
Уход от реальности по собственному желанию
Модный психологический термин «Instant gratification» означает удовольствие или чувство эмоционального удовлетворения, испытываемое без временных задержек или каких-либо значимых усилий. То есть, это то самое «Я хочу это, и я хочу это прямо сейчас», которое, наверняка, испытывал каждый.К этому «хочу сейчас» цифровое информационное общество привело людей сравнительно недавно. «Хочу сейчас» — это и доставка еды на дом, и стильное чёрное такси до места назначения, и сервисы знакомств «одним нажатием», и порнография, находящаяся «в трёх кликах», любая информация в мире по голосовому запросу, и даже гаджеты, купленные в первый день выхода. На «хочу сейчас» строится больше половины современного маркетинга и практически вся сфера услуг, но единственное, к чему оно неприменимо — отношения между полами.
Одна из интересных психологических теорий о том, что же такое «мужественность», опубликованная в блоге американского тренингового агенства Art Of Charm, заключается в том, что для мужчины жизненно необходимы три вещи, символически названные «Бой», «Приключение» и «Красота».
«Бой» — это «причина, по которой мужчина встаёт по утрам», его главный источник мотивации. Это, может быть, и построение собственного бизнеса, и альпинистские амбиции, и вообще всё, что заставляет его двигаться вперёд.
«Приключение» тоже объясняется метафорически и отличается от «Боя» нацеленностью на процесс, а не на результат. В широком смысле, это источник историй для детей и внуков — разнообразные острые жизненные ситуации и пережитые моменты. Ну и, конечно, под «Красотой» подразумевается женщина в жизни мужчины.
Все эти довольно патетичные мотивы, отмечает Крэйг Уилкинсон, автор книг о вопросах отцовства и мужественности, приводят современное поколение в замешательство. Одной из ответных реакций на внутренние и внешние требования, у современных мужчин и подростков является «Цифровая изоляция».
Как это ни удивительно, в век сотен новых способов быть ближе друг к другу, многие осознанно выбирают одиночество. В условиях «Цифровой изоляции» видеоигры и порнография успешно заменяют мужчине и «Бой», и «Приключение», и «Красоту». Виртуальная подмена оказывается если не лучше оригинала, то по крайней мере менее требовательной к мужчине. И это даёт ему совершенно новый уровень комфорта, который уже всерьёз пугает психологов.
Зимбардо пишет, что порно и игры настолько просты и одновременно эффективны в воздействии на мозг, что приучают молодое поколение к мгновенному получению наград. Если у мужчины есть потребность в том, чтобы быть героем и сексуальным победителем, то они теперь удовлетворяются практически моментально и без видимых усилий. И без всякого участия в этом процессе женщин. Это «хочу сейчас» в самом его разрушительном для социума виде.
Иван Талачёв, Специально для TJ