Краснодар 29 июня 2016, 17:20

Детский психолог об особенностях работы с подростками и необходимости покидать родительский дом

Дети с нетерпением отправились на заслуженные каникулы, выпускники — сдавать вступительные экзамены. Мы же в свою очередь поговорили со школьным психологом Юлией Ирхой об особенностях работы в учебном заведении, о роли психолога в школе и о том, как будущим студентам начать самостоятельную жизнь.


Юлия Ирха Психотерапевт, руководитель тренинг-центра «Зеркало», Краснодар Практикующий детский психолог


Зачем психолог в школе

Последние лет десять это обычная практика. Работа интересная и востребованная, но достаточно сложная. Большой круг обязанностей и компетенция позволяет захватывать работу как с детьми, так и с родителями, учителями в школе. И всё под одним понятием — «воспитание», так как работа со школьником должна проводиться и со стороны авторитетов, которые он признаёт для себя. А это школа, семья. Одна из целей психолога — помочь адаптироваться в коллективе, решать конфликты путем диалога. Сложнее всего приходится подросткам, в определенных обстоятельствах сконструировать диалог удаётся не всем. Тогда психолог контактирует с родителями. Объясняет, как правильно вести диалог с ребенком. Кабинет специалиста — место, где школьник может получить поддержку и выразить свои чувства. А главный инструмент психолога — его личность. Работая с людьми, важно четко и понятно формулировать свои мысли, быть осознанным, ответственным, тактичным, контактным и толерантным. А ещё важно иметь чувство юмора и любить детей.

Как психолог работает со школьниками

В первую очередь помогает решать детские конфликты, вопросы, проблемы, которые ярко проявляются в стенах школы. Например, если это ссора с кем-то из одноклассников, то первый этап работы — личные встречи со школьником. Там диагностируется причина поведения. Дальше — групповые и индивидуальные встречи с использованием разных методик, потом обязательная встреча-беседа с родителями. Ребенок — часть семейной системы, и без участия мамы и папы коррекция невозможна. Обстановка дома или способ взаимодействия в семье должны тоже меняться в позитивно-эффективную сторону.

Задача учителей

Конечно, контакт с педагогом ребенка важен. Если в возникающих вопросах по поводу учебы или поведения школьника есть проблемы, со стороны родителей или педколлектива — пробелы, психолог может проводить небольшие тренинги или семинары для взрослых. Главное, чтобы взрослые были готовы.
Семилетний ребенок уже может выразить свои чувства, поделиться происходящим и реакцией на ситуации.

Начальные, средние и старшие классы

Способ работы с ребенком соразмерен возрасту и внутренним возможностям школьника. Обязательна личная беседа, в любом возрасте. Семилетний ребенок уже может выразить свои чувства, поделиться происходящим и реакцией на ситуации. Для начальных классов подходят проективные методики: игра, рисунки, сценки, песочная терапия. Обязательна совместная работа с родителями, так как школьник до 12 лет полностью зависит от их поведения. Для детей средних и старших классов — диагностические методики. Разница состоит в том, что процентное соотношение диалога с психологом и игры другое. Подросток — самостоятельная единица, он в состоянии брать ответственность за часть своей жизни. Во всех возрастных категориях эффективен микс индивидуальной и групповой работы.

Рассмотрим на примере

Польза тестирования для профориентации

Существует много тестов по профориентации. Это уже отточенные инструменты, которые помогают понять, какие стороны личности, профессиональные качества выделяются у старшеклассника. В основном помощь в выборе профессии строится и основывается на тестах. Самостоятельно это делать не нужно, потому что необходима грамотная расшифровка и объяснение. И при обычной беседе опытный психолог тоже может определить тип личности старшеклассника, его внутренние стремления, умение брать ответственность и возможность достигать результатов, доводить начатый процесс до конца, внутреннюю «я-концепцию», ценности, интересы. Важно найти «росточки», которые находятся в тени, не осознаются человеком. Например, можно не замечать некоторых своих способностей, потому что думаешь, что это обычно и у всех так. Можно не осознавать истинные потребности или стыдиться их. Отвергать часть своей личности, которую принято было отвергать в родительской семье, и никогда не пользоваться ею. Задушевные разговоры с психологом — дело нужное. Эти два способа в совокупности могут дать наиболее четкий результат в выборе своей деятельности.

Вопрос доверия

Доверие — важный элемент в отношениях со школьным психологом, конфиденциальность — неотъемлемое правило. Если дети это чувствуют и знают, то достаточно открыто идут на контакт. Но для этого психолог должен элементарно наработать кредит доверия. В первую очередь это уважение к ребенку как к личности. Подросткам сложнее доверять: они взрослеют, сепарируются, отрицают. Для некоторых посещение психолога может быть сложным, потому что изначально они уже имеют подорванную веру во взрослого. К таким ребятам нужно относиться с особым вниманием. Знаю случаи, когда подростки продолжают ходить к школьному психологу, уже даже окончив школу. Порой это бывает единственным для них пространством, где они могут поделиться своими мыслями и сложностями. Повторюсь, что практически с любым ребенком можно найти контакт и способ взаимодействия. Много зависит от нас, взрослых, и никогда не надо забывать, что мы тоже были такими же подростками.
Чем дольше мы держим детей около себя, опираясь только на свои страхи и фантазии об ужасном и несправедливом мире, тем тяжелее потом будет им во взрослом состоянии.

Адаптация школьника в университете

Поступая в высшее учебное заведение, старшеклассник делает большой шаг в своей сепарации от родителей. Это важный момент психологического развития. Чтобы легко выпорхнуть из родительского гнезда, нужно, чтобы тебя с легкостью отпустили. Чем дольше родители держат около себя, тем глубже накладывается отпечаток на будущее подростка. Отпуская, родители признают тот факт, что их ребенок уже в состоянии нести ответственность за свои поступки, обслуживать себя, уметь контролировать свои расходы, распоряжаться своим временем. Родитель же должен находиться позади и наблюдать. Если нужна помощь — помогать, когда ребенок просит. Необходимо признать, что 17-летний ребенок — отдельный человек, он имеет право на свои вкусы и мечты, право на самостоятельный выбор, каким бы странным для родителя он ни был. Любой выбор и действие подростка подразумевают моментальную ответственность, которую уже не скинуть на другого. Подростку важно знать: взрослый верит в него, доверяет выбору, без осуждения реагирует на ошибки и промахи ребенка. Тогда это дает энергию и силы к развитию. Чем дольше мы держим детей около себя, опираясь только на свои страхи и фантазии об ужасном и несправедливом мире, тем тяжелее потом будет им во взрослом состоянии. Ваш подросток должен знать, что главный строитель своей жизни — это он сам, а не родители, обстоятельства или правительство.

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru