Представитель «ЭкоВахты» о ливнёвках, самых чистых местах в Краснодаре и бессмысленной уборке опавшей листвы
Всемирный День окружающей среды, который отмечают 5 июня, — время, когда принято вспоминать и Greenpeace, и отчасти WWF, и просто не выкидывать мусор мимо урны. Как правило, «зелёные активисты» — международные организации, которые есть во многих крупных городах. Мы можем похвастаться «Экологической вахтой по Северному Кавказу», которая активно исследует, предлагает и предотвращает экологические коллапсы локального масштаба. И как минимум обращает на них внимание жителей региона.
Мы поговорили с представителем организации Дмитрием Шевченко о том, на что живёт «ЭкоВахта», где искать чистые природные зоны и, конечно, о насущном — краснодарских ливнёвках.
Дмитрием Шевченко
Представитель организации «Экологическая вахта по Северному Кавказу»
— Дмитрий, расскажите о том, как попали в организацию?
— С «ЭкоВахтой» я был знаком давно. В 2000 году во время обучения в КубГУ пришёл в городской спелеологический клуб — мне были интересны пещеры, горы, экстремальные походы. Познакомился с Суреном Газаряном, он мне и рассказал об «Экологической вахте». Организация понравилась заочно — на тот момент она практиковала довольно радикальные методы защиты окружающей среды: то дороги блокировала, то физически мешала рубить лес, много устраивали уличных акций. После университета пошёл в журналистику, сотрудничал с «ЭкоВахтой» и Андреем Рудомахой как журналист, писал на экологические темы. А в 2008-м мне предложили вступить в организацию и стать её полноправным членом. К тому же начиналась кампания в защиту Утриша, в которую я активно включился.
— Как устроена работа «Экологической вахты»: финансирование, личные средства? — «Экологическая вахта» как организация сейчас не получает финансирования. Этот процесс организовать очень сложно. Если тебе помогли иностранные организации, есть риск стать «иностранным агентом». Именно поэтому у нас и сотрудников нет. Работаем, в смысле зарабатываем сами себе, как и прежде — кто где.
— И как же вы существуете? — На самом деле «ЭкоВахта» — уникальная организация, функционирующая без денег, на волонтёрской основе. Конечно, это несколько снижает эффективность, но деятельность продолжается. У нас в организации около восьмидесяти членов. Количество сторонников, кстати, назвать трудно — это достаточно большой круг людей, помогающих с той или иной степенью постоянства. Но помогающих.
— Лето — период пикников в зелёной зоне города и пригорода. В связи с этим возникает вопрос: где самые экологически чистые природные условия и есть ли они вообще в Краснодаре? — Действительно, в городе есть относительно чистые места, один из примеров — на западной окраине города, лесопарк «Хомуты». Это настоящий памятник природы, большая зелёная зона с естественными и искусственными насаждениями. Это район станицы Елизаветинской, кстати, так что для загородных прогулок подойдёт прекрасно. В самом городе есть замечательный лесопарк «Красный кут», где тоже можно подышать свежим воздухом или покататься на велосипедах-внедорожниках. Есть заросшие участки, есть тропинки для пеших прогулок. Если хотите побыть наедине с природой, вам туда. Вообще, по берегу Кубани есть довольно много мест, где не бывает большого количества людей.
— Как можно охарактеризовать экосотояние города, может, есть какая-то классификация? — Экологическое состояние Краснодара, конечно, нельзя назвать критическим. По сравнению с другими крупными российскими городами, особенно промышленными, у нас всё неплохо, но всё относительно. В городе высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха. Притом что у нас нет серьёзной промышленности, как, например, в Волгограде, Ростове. Я бы сказал так: если смотреть с точки зрения загрязнения атмосферного воздуха, то экологическая обстановка в Краснодаре средняя — не критическая, но и хорошей её не назовёшь. Но по многим другим показателям городской среды город сильно уступает другим: полно незаконных свалок, почти никто не занимается раздельным сбором мусора, очень низкая обеспеченность жителей зелёными насаждениями.
— Но практически везде есть мусор, свалки… В парковой природной зоне, если мы говорим о шашлыках-пикниках, это повсеместно. — Ну, знаете, чтобы их не встречать, можно порекомендовать отдыхать там, куда нельзя проехать на автомобиле. У наших людей психология такова: пикники и прочие природные посиделки проводятся в основном там, куда можно доехать на машине. Приехали — пожгли костер и оставили после себя кучу мусора… Места, куда можно добраться только пешком или на велосипеде, обычно бывают чистыми.
— Вы как-то писали о том, что в Юбилейном микрорайоне зелени меньше, чем в Дубае. — Мы постоянно проводим исследования и мониторим подобные темы. Сейчас в среднем по городу, по оценкам «ЭкоВахты», на одного человека приходится меньше трёх квадратных метров зелёных насаждений, а должно приходиться не менее 10 — таковы рекомендации Всемирной организации здравоохранения.
— А где корень проблемы? — Всё просто: сокращение площади зелёных насаждений, уплотнение городской застройки. Городу жизненно необходим полноценный экологический каркас — с «ядрами» в виде крупных лесопарков и парков (их крайне недостаточно у нас) и «коридорами» между ними в виде бульваров, скверов, аллей, дворовых насаждений, придорожных лесополос и так далее. Параллельно нужно решать транспортные проблемы: убирать полностью транзитный транспорт из города, увеличивать пропускную способность улиц, чтобы было меньше пробок и загазованности, делать дополнительные выезды из города, в том числе построить ещё один автомобильный мост через Кубань.
— Сейчас самая актуальная краснодарская тема — ливнёвки. — Да, это действительно так. Подобные сооружения — канализации и ливнёвки — осознанная необходимость, не только во время дождей на Московской улице. У нас со всего частного сектора, особенно в центре и Пашковке, сливают хозбытовые стоки в ливневые коллекторы — и всё это течёт напрямую в Кубань. Многочисленные автомойки делают то же самое — сливают грязную воду с моющими веществами и нефтепродуктами. Печально, конечно. Городские власти просто не могут справиться с этой проблемой, да и не хотят особо. Говорят, что на реконструкцию сетей нет денег.
— Но при всём этом за городом ухаживают. Например, каждую осень собирают бесчисленное количество листвы в мешках... — Знаете, есть и такие проблемы, которые, несмотря на свою «незначительность», тоже влияют негативно на качество жизни в городе. Бессмысленная уборка опавшей листвы из-под деревьев и кустов — непонятная практика в городском хозяйстве. Это ещё и вредно: почва лишается своего естественного покрова, иссушается в сухую погоду. А в дожди, наоборот, размывается, поставляя на тротуары и проезжие части грязь. Потом эта грязь забивает ливнёвку — и вот уже готовый сценарий очередного потопа даже после не самого сильного дождя. Плюс ко всему у нас почему-то не принято мульчировать почву под многолетними насаждениями. Например, когда я был в США, то был удивлён тем, что там в городах замульчирован корой или древесной щепой каждый клочок земли — нигде нет голой почвы. Благодаря этому после дождей на улицы не стекает грязь, можно ходить везде в чистой обуви. Сейчас я готовлю предложения для городской администрации по внесению изменений в правила благоустройства — нам тоже надо внедрять в Краснодаре почвозащитные практики.
— А какие районы города больше подвержены проблемам? — Каждый по-своему. В центре, Пашковском и на других участках с обилием частной застройки остро стоит проблема отсутствия центральной канализации. Жители вынуждены незаконно врезаться в ливневые коллекторы, по которым нечистоты поступают в Карасуны или Кубань. В спальных микрорайонах жуткий дефицит зелёных насаждений. Это касается Юбилейного, в какой-то мере Фестивального и особенно Музыкального микрорайона, который за последние годы превратился в аналог бразильских фавел с хаотичной застройкой и каменными джунглями без единого деревца. Именно здесь нужно в первую очередь разбивать парки, скверы, обсаживать обочины дорог, создавать хоть какое-то общественное пространство. Город — это ведь не конгломерат из зданий, дорог и коммуникаций, а среда для жизни, где зелень — это такой же необходимый атрибут как, например, общественный транспорт.