Вот уже несколько десятилетий 8 сентября отмечают Всемирный день грамотности. Эта дата существует для того, чтобы напомнить людям, что «жи-ши» пишется через «и» и что писать нужно без ошибок. Возможно, в этот день те, кто ревностно правит ошибки в сети, даже собираются вместе, разбивают об голову толковый словарь Ожегова и рвут на груди томики Даля, купаясь в фонтанах. TKR же подумал о том, почему, даже зная правила, мы иногда делаем глупые ошибки.
По данным статистики за 2015 год в мире насчитывается порядка 781 миллионов людей, которые не умеют ни читать, ни писать. А безграмотность, в свою очередь, влечет за собой серьезные последствия, препятствующие здоровому развитию общества – это и безработица, и высокие показатели преступности, и высокий уровень смертности в результате незнания элементарных норм безопасности. Так каковы же глубинные причины безграмотности помимо распущенности и малой начитанности подрастающего и иногда уже подросшего поколения?Кроме развития новых технологий и появлений гаджетов, которые «думают за тебя» и которые привычно обвиняют во всех проблемах, существуют и другие корни такого феномена, как неграмотность. Л. А. Ясюкова, кандидат психологических наук, руководитель лаборатории социальной психологии НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ, считает, что причина безграмотности в современной России заключается в том, что детей учат по новому методу «что слышу, то пишу»:
Учебные программы начальной школы до середины 80-х годов прошлого века строго следовали этому принципу: детей сначала знакомили с буквами и правилами, по которым из них складываются слова и далее — с правилами построения предложений и написания текстов. Зрительный метод обучения был нацелен на то, чтобы дети привыкали писать так, как видели, а не так, как слышали. Сейчас же – наоборот.Еще одной серьезной причиной безграмотности может являться так называемая дислексия, или неспособность к правильному и быстрому распознаванию слов. Ученые считают это болезнью неврологической природы. Она сопровождается невозможностью осуществлять декодирование, осваивать навыки правописания, при этом общие обучающие способности не нарушены. Дислексия проявляется на начальной стадии учебы в школе либо в дошкольном возрасте. Такие дети немного отстают, но умственные отклонения у них не наблюдаются. Дислексия успешно корректируется в любом возрасте.
На самом деле, бороться с безграмотностью можно всегда и везде. Для этого нужна внутренняя самодисциплина и хотя бы минимальное отсутствие лени. Так, обращайте внимание на то, какие слова Word подчеркивает красным, если вы составляете документ. А отправляя важное деловое или романтическое послание, проверьте его онлайн-редакторами. Вдруг вы забыли где-то поставить запятую.