Калининград 29 марта 2014, 01:19

Готовый Дюшан.

Как стать великим художником, почему родился реди-мейд и история о том, как писсуар оказался одним из самых выдающихся произведений современного искусства.

7 зарисовок о художнике, первым объявившим смерть искусства.

О Марселе Дюшане на удивление  мало написано, в особенности, российскими авторами. За оценку его произведений берутся разве что только искусствоведы и его преданные фанаты. Марсель Дюшан, увы, не так популярен, как, например, его коллеги -современники, будь то Сальвадор Дали или Пабло Пикассо, хотя его вклад в современное искусство был точно не меньше.

Ман Рэй. фотография Марселя Дюшана в образе Rrose Sélavy, 1921 год

№1

Когда ты рождаешься в семье художников с академическим образованием, да еще и все твои старшие братья уезжают в Париж учиться в академию художеств, кажется, у тебя нет выбора.  Его действительно не было, Дюшан заблаговременно знал, что станет художником. Будь все так просто, не было бы ничего интересного. Дюшан наперекор всем принципам и предубеждениям начал сразу учиться модернистскому искусству, что в наши дни сравнимо со школьником, который, после сдачи ЕГЭ по физике, начинает создавать атомную бомбу. Так и тут, взрыв произошел.

№2

В чем же прорыв? А в том, что у Дюшана не было предшественников и практически не было учеников. Тогда в 1910-1920 гг. рисовать что-нибудь, кроме пейзажей, обнаженных дев и гипсовых бюстиков было вопиющим бесчинством, а он рисует то ли груды металла, то ли какие-то механизмы и называет это людьми, да и не просто людьми, а обнаженной девушкой спускающейся, по лестнице. Как и следовало ожидать, никто его не понял. И это, конечно же, сыграло художнику на руку: на знаменитом Armory show, произведение, которое никто не смог принять, и стало самым знаменитым и обсуждаемым. Марсель Дюшан «Обнаженная, спускающаяся по лестнице», 1912 г. №3

Дюшан не был бы Дюшаном, если бы сам себя не переплюнул.  В 1917 году на выставку в американский салон независимого жюри он предлагает свое произведение…писсуар.  Да, да обычный писсуар, купленный в обычно магазине сантехнике, только перевернутый и названный «Фонтан». И что же сделало жюри конкурса? Ну конечно, они это не приняли с очень логичной формулировкой: «это не искусство». Марсель Дюшан потом еще не раз услышит эту фразу в отношении других своих произведений. Марсель Дюшан «Фонтан», 1917 г. №4

Посредством «Фонтана», Дюшан придумывает новую технику в искусстве -ready-made (рэди-мэйд, «готовое искусство»). Произведением искусства может стать абсолютно любой предмет, если художник представляет его в виде произведения искусства, и если этот предмет помещен в пространство музея. Но все это было бы так просто, если бы не было так сложно. Предмет не должен содержать никакого эстетического смысла, никаких особых признаков, он должен быть абсолютно нейтрален. Все остальное-  за игрой ума и за игрой мысли.

№5

В 1917 году нравы людей немного отличались от современных, и моральная цензура была вещью довольно эффективной. Поэтому,  выставление на всеобщее обозрение туалета было действием из ряда вон выходящим. Более того, Дюшан изменяет функцию этого предмета на абсолютно противоположную, называя его «Фонтан».  Провокация чистой воды! В 50-60-х годах  Дюшан поступил еще умнее, будучи уже очень знаменитым, он сделал копии своих писсуаров и распространил их по многим музеям мира.

№ 6

Но Марсель не остановился. Уже позднее, в качестве рэди-мэйда он выставил сушилку для бутылок, велосипедное колесо и лопату для уборки снега. Все это он выставляет в музее, и все это становится искусством.  Однако, взглянув на такие предметы сегодня, мы действительно можем сказать, что это произведения, пусть не искусства, но произведения истории точно, потому что многое из этого вы сейчас в магазинах не найдете. Марсель Дюшан «Сушилка для бутылок», 1914 г. №7

Дюшан – это веха в истории современного искусства. Он первый ушел за рамки дозволенного и преодолел общественные предубеждения. Джоконде пририсовать усики мог каждый, но назвать сделанное новым произведением искусства и продать за большие деньги удалось, почему-то, только ему. Он создал духи, которые на самом деле не были духами (всего лишь фотография вымышленного парфюма), и предложил общественности додумать запах самим. Он выставил чехол из-под пишущей машинки, назвать его «Багаж путешественника». И так никому и не сказав, есть ли под ним что-то на самом деле, создал инструкцию по изготовлению рэди-мэйда, чтобы каждый смог почувствовать себя художником. Марсель Дюшан не только объявил, что искусство умерло, но и всем своим творчеством доказал это. Но он не упомянул, что искусство умерло лишь в его прежнем представлении, и ему еще предстоит возродиться.  Пройдитесь по своей квартире, возможно, у вас дома завалялось величайшее произведение современного искусства, но уже 21 века!;)

1 / 2

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru