По прошествии нескольких недель сдержанного молчания, КОМНАТА НЕНАВИСТИ объявляет о внеплановом выходе в эфир: на горизонте замаячила проблема, остро нуждающаяся в огласке, и кроме нас, судя по всему, больше некому поговорить о ней конструктивно, холодно, безэмоционально и непредвзято - одним словом, так, как мы делаем это обычно.
"Когда я сбросил с плеч весь груз дневных забот, Меня стошнило на сидение в такси. Быть может, радио в такси для вас - комфорт, Но для меня это не меньше, чем насилие". (с) ВИА Distemper
Дело в том, что современный общественный транспорт, и я говорю в первую очередь о калининградских маршрутках, это тщательно продуманный продукт всемирного заговора против рядового пассажира, его здоровья и жизни. Чёрт бы с ним, если бы нас убивали только периодическими столкновениями с мусоровозами и фонарными столбами, но кроме лихаческой манеры вождения коварный враг использует против своего клиента ещё одно оружие, куда более массовое и противоречащее всем постановлениям Женевской конвенции - дерьмовую музыку.
Говорят, что спорить о вкусах - это моветон, но всякое светлое будущее требует революций, поэтому вопреки устоявшимся предрассудкам давайте трезво взглянем на то, что происходит в общественном транспорте. А происходит там примерно следующее:
Гражданин N, абстрактный 23-летний журналист местного интернет-портала, а по совместительству - большой меломан и любитель хорошей, качественной музыки, после тяжёлого рабочего дня за сочинением текстов садится в маршрутку №61, чтобы добраться до центра города. Там его уже ждёт добрый, улыбчивый начальник и, что куда важнее, заветная зарплата - скромная, конечно, но заработанная кровью и потом, а потому особенно желанная. Настроение Гражданина N можно описать как расслабленно-блаженное: он пребывает в состоянии приятной усталости, мозг его всё ещё не остыл после умственного труда и чуточку кипит, но впереди оранжевыми пятитысячными купюрами маячит долгожданная получка, а потому ничто в мире не имеет для Гражданина N значения, ничто не способно испортить ему этот вечер. Кроме...
...взглянем на ситуацию с другого ракурса: Астафур - 45-летний водитель маршрутки в третьем поколении, потомственный лихач и человек невысокого полёта мысли. Особо не претендуя на хороший музыкальный и любой другой вкус, Астафур днями напролёт крутит-вертит баранку, просиживая в водительском кресле свои шикарные спортивные штаны, так удачно сочетающиеся с коричневыми лакированными туфлями. Он никогда не мотал срок, тьфу-тьфу-тьфу, но воровская романтика, душевно воспетая в композициях Михаила Круга, всегда дёргала за какие-то невидимые ниточки его души и помогала справиться с рутиной серых дней. Когда же блатные мотивы шансона слегка поднадоедали, Астафур всегда мог переключиться на радио "ЛЮБОФЬ" и послушать что-нибудь не для души, а для тела, например "ла-ла-ла, я твоя канарейка, ты мой пирожок с повидлом".
Был ли готов к такому повороту событий Гражданин N? Бьюсь об заклад, что нет. Об этом говорит хотя бы кровь, рубиновыми каплями стекающая из его ушей, и пронзительный скрежет зубов, перетирающих друг друга в пыль. Гражданин N имеет обыкновение слушать музыку значительно тяжелее "Блестящих" или "Руки Вверх", но понимая, что его вкусы может разделять далеко не каждый, он покорно терпит психологическую аудио-атаку и озирается по сторонам в надежде прочитать на лицах остальных пассажиров то же самое, что испытывает он.
О ЧУДО! Вот слева от него сидит молодой человек в кепке с прямым козырьком и в широких штанах, очевидно смахивающий на типичного рэпера из энциклопедии про субкультуры, и парня этого трясёт, ломает и знобит, потому что отвратительно попсовое "тунц-тунц" в маршрутке пробивается даже через его китайские наушники "Beats by Dr. Dre". А вон чуть впереди до крови грызёт свою руку девочка, похожая на типичную клубную тусовщицу - тушь на её глазах потекла от горьких слёз, а изо рта как у бешеной собаки белой пеной струится слюна. Гражданин N оглядывается назад и видит, как позади него сидит кучерявый денди с выбритыми висками - поджав ноги к груди и обняв их руками, словно умалишённый он раскачивается на своём сидении и что-то невнятно бормочет под нос. Даже животных пропорций женщина, занимающая два места сразу и по возрасту находящаяся где-то между тёткой и бабушкой, поправляет платок на голове, теребит на шее крестик и недовольно стреляет глазами в сторону водителя - она бы явно предпочла услышать "малиновый звон" вместо криминальных откровений группы "Воровайки".
Все в маршрутке испытывают физическую боль, но микроавтобус встал в пробке, окружённый плотными рядами других автомобилей, и Астафур, сидящий за рулём с безразлично пустым выражением лица, резко взрывается каждый раз, когда кто-то спрашивает, нельзя ли выйти прямо здесь: "НЕТ! КАК Я ВАС ВЫПУЩУ ПОСРЕДИ ДОРОГИ?! ЗНАЕТЕ КАКОЙ ЗА ЭТО ШТРАФ?!".
Гражданин N тем временем, укутавшись в два капюшона и закрыв ладонями уши, думает, что вообще-то за 20 рублей, которые он платит, транспортная компания могла бы обеспечить ему и остальным пассажирам если и не хардкор-панк старой школы, то хотя бы элементарную тишину в эфире. А ещё лучше - что-нибудь такое, что общепризнанно считается хорошей музыкой и ни у кого не вызывает раздражения. Вы спросите, бывает ли вообще такое в природе, и Гражданин N ответит вам на это:
Вы хоть раз встречали человека, которого тошнит от джаза?
Или от лёгкого блюза? Или от классической музыки? Ведь в мире существует огромное количество жанров, которые по природе своей не могут быть противны - ненавязчивые мотивчики в лифтах тому подтверждение. Ведь есть же целые направления, призванные расслаблять слушателя и погружать его в медитативное состояние, вроде нью-эйджа или этнического техно, есть, в конце концов, просто мировые хиты вне жанров, которые узнают и любят в любом уголке света. Почему мы вынуждены слушать в маршрутках какую-то невыносимую непотребщину, напрочь лишённую культурной ценности, да ещё и платить за это из своего кармана? И, пожалуйста, не надо советовать нам пользоваться плеерами - это в данном случае не выход, да и кто вообще обязан их иметь? Почему бы вместо этого руководителям транспортных компаний не провести исследование на предмет слушательских предпочтений, и не так, чтобы выбрать самый популярный среди них жанр (потому что он почти наверняка придётся не по вкусу остальным), а так, чтобы найти ту прослойку музыки, которая не будет вызывать отторжения ни у молодых людей, ни у взрослых, независимо от вкусов и мировоззрения?
Считаю, что для общества, которое имеет претензии на современность и заявляет о своей прогрессивности, данный вопрос катастрофически важен. Какую музыку слушать у себя в машине или в наушниках - личное дело каждого, но общественный транспорт на то и общественный, чтобы такие моменты решились в нём на административном уровне квалифицированными людьми, а не Астафурами, которые терроризируют пассажиров своим отсутствием вкуса. Ей богу, перед иностранцами и гостями России стыдно - не обязательно даже знать русский язык, чтобы нутром почуять фекальную природу того, что в среде водителей принято называть музыкой.
Спасибо за внимание.