Бери попутчиков или отправляйся один, собрав рюкзак самых необходимых вещей, скучать в дороге не придется, если ты выбрал автостоп! Так ты не только увидишь неизведанные закоулки местности, но поверишь в маленькие чудеса и кармический принцип, а еще сэкономишь на транспорте. Каких правил стоит придерживаться начинающему автостопщику, расскажем в статье Ekb-room.
Из Екатеринбурга в Казань, или в Питер - да куда угодно, при этом не тратя много денег, и даже времени – можно выбраться на день, или два. Чтобы разбавить пресную, как озеро Байкал, жизнь – можно рвануть и на сам Байкал.
Впрочем, выбирая автостоп, будь готов к тому, что, независимо от запланированного пункта назначения, его величество Случай может занести куда угодно. В этом вся прелесть – узнать что-то новое для себя и увидеть красивое местечко в рандомном порядке.
Автостоп - такая своеобразная рулетка путешественника. Но про это никто лучше, чем сам автостопщик, не расскажет. Знакомьтесь, Сеня, любитель автостопа. Он любезно согласился поведать журналисту Ekb-room о секретах успешного путешествия автостопом. Опыт у него есть: из Екатеринбурга он доехал до Челябинска автостопом, а потом понеслось: Екб - Казань, Питер, Москва, Самара, и даже автостоп в Португалии и Франции.
Нюансов, оказалось, много. Так, в некоторых странах автостоп запрещен, например, в ОАЭ и Испании. Из Дубая в Абу-Даби Сене так и не удалось доехать на попутке. А вот в Испании, несмотря на официальный запрет, водители могут подвезти от заправки к заправке.
Итак, правило №1 автостопщика - разговаривай с водителем.
«Парадигма автостопа - обмен энергетикой и общение. Чаще всего водитель садит в машину попутчика, чтобы поговорить, - рассказывает Сеня. – Фишка автостопа - общение с совершенно разными людьми разных профессий, социального уровня. Ты общаешься с теми, с кем в обычной жизни никогда бы не познакомился: от «деревенщины» до бизнесмена. Часто встречаются люди редких интересных профессий, ты от них узнаешь что-то абсолютно новое для себя».
Поддержать разговор только кажется самым простым – в некоторых случаях придется смеяться над тупыми шутками, в некоторых поддерживать монолог умного и начитанного человека, так и сыплющего цитатами Кафки. «Иногда я ловлю себя на мысли, что не очень хорошо разбираюсь в теме разговора и тогда только успеваю вставлять междометия «ага» и задавать предсказуемые вопросы», - говорит автостопщик.
Вовсе не значит, что вы должны болтать с водителем без умолку, иногда нужно и помолчать. Главное, не быть навязчивым и вовремя почувствовать собеседника.
Автостоп – это еще и своеобразный вид психотерапии. «Так бывает, что чужие люди более открытые и гораздо искреннее другу с другом, чем близкие друзья, - поясняет Сеня. - Тут работает принцип «ты видишь его первый и последний раз в жизни». Человек может позволить себе обсудить с вами все, что угодно: свою зарплату, большую любовь, переживания, страхи, о которых никому больше не расскажет».
- Большое преимущество у автостопщика в другой стране - это то, что местные жители за рулем непременно подскажут лучшие места, кафе, достопримечательности, - говорит он, - и расскажут, с какой точки будет лучший панорамный вид и т.д. Во Франции я познакомился с водителем Гаэлем, который довез меня до очень уютного городка. Так просто я бы туда не поехал точно. Попалась и старушка, которая по-английски не говорила (а я не говорю по-французски), получилось забавное общение жестами. В стиле пантомим. Но и в этом случае с водителем нужно взаимодействовать, нельзя его игнорировать.
Следующее правило - не бойтесь заезжать в неизведанные уголки. Иногда европейские деревеньки, в которые тебя забрасывает совершенно непредсказуемым образом, могут оказаться гораздо круче, чем Париж. И под конец поездки эмоции и впечатления от лавандовых полей и гор возле дороги будут самыми яркими.
Помните, место, где вы «голосуете» много значит. Лучше быть там, где у водителей есть возможность остановиться или машины едут с небольшой скоростью, например, заправка, придорожное кафе – это упрощает жизнь. Итак, правило третье: выбирай позицию правильно.
Бывают позиции хорошие – останавливаются машины, едут в разные города, есть даже выбор. И есть плохая позиция, где за 3 часа так никто и не остановится, с такого места перемещение всего но 10 км вперед - тебе выгодно.
«Во Франции я стоял на трассе, про которую местные говорят: средняя продолжительность жизни голосующего здесь – полчаса, - вспоминает Сеня. - Это была магистраль, где все гонят 150 в час. Но меня взяли там, потому что это нетрадиционное место для автостопщиков, поэтому раз человек там стоит и голосует – значит, ему нужна помощь. Так что, эта позиция оказалась для меня неожиданно хорошей».
Машины останавливаются разные: будь то пятерка жигули или бэха, помни правило №4 - не садись к пьяному. Как говорится, safetyfirst. Безопасность – превыше всего. Если вы видите, что водитель в неадеквате – под наркотой, пьяный, или употребляет прямо при вас, немедленно просите остановить машину и выходите. Можете озвучить ему причину, можете ничего ему не объяснять. Если человек за рулем засыпает – тоже самое.
Автостоп развивает доверие к людям. Доброта людей удивляет. Бывает и так, что предлагают помощь – деньги даже. Видимо, думают, мало ли, ты попал в трудную ситуацию, я считаю, нужно отказываться. Но только если у тебя не действительно ноль в кармане и ты не возвращаешься в Екатеринбург из какого-нибудь Мурманска и не ел два дня, тогда надо с удовольствием брать и благодарить. Несмотря на этот пункт, не стоит забывать о бдительности. Так или иначе, один человек из тысячи может оказаться недобросовестным. Пятое правило - не выпускай свой рюкзак из рук, никогда!
- Расскажу показательный случай, - начинает Сеня. - Товарищ остановил «праворульку», кинул рюкзак на заднее сидение, пока сам обходил машину, водитель надавил на педаль газа и был таков. Вместе с фотооборудованием, спальником, в общем, со всем самым ценным содержанием рюкзака. На минуту потерял концентрацию – промах. Поэтому, рюкзак всегда с собой!
Лучше всегда быть на чеку, чем остаться без «зеркалки» и планшета. Например, заехали вы в кафе перекусить, рюкзаки на заднем сиденье, водитель: «да вы оставьте, не доверяете мне, чтоли?». Не обращайте внимание на эту апелляцию к доверию, лучше показать, что не доверяете, зато вещи целее будут. Чаще всего люди спокойно к этому относятся или даже не обращают внимания.
Существует стереотип, что с большими чемоданами на попутке неохотно берут. «Зависит от местности, - объясняет автостопщик, - меня с бордом в Европе подбирали без проблем, рядом Альпы, все привыкли к такому грузу. Один европеец просто в качестве блажи решил проехать автостопом вокруг света со стулом! Получилось».
И все же, не следует делать что-то, что уменьшает ваши шансы остановить машину. Правило №6 - выглядеть опрятно. Вряд ли кто-то захочет садить в свою машину человека в грязной одежде, даже если он абсолютно нормальный.
Седьмое правило – оставляй себе простор импровизации. При расчете времени на путешествие, существуют средние километражи. Так, в сутки автостопщик проходит около 600 километров в световой день. Пользуясь средними показателими, лучше оставить в запасе несколько часов. Автостоп не требует спешки.
Правило №8 план В, или приготовьте запасной вариант. Что делать, если ночь уже накрывает, а ты еще не добрался до желаемого пункта – на этот случай лучше иметь при себе палатку, либо вариант, где остановиться переночевать – родственники, друг, хостел. Старайтесь ближе к сумеркам держаться рядом с населенным пунктом. Ночевать в диком лесу страшновато.
Держи всегда с собой запас воды и еды – правило под номером девять.
«Представьте, конфликт с водителем – он выкинул вас в поле, магазинов по близости нет, да, такое не исключено, надо быть готовым», - говорит автостопщик.
Не помешает портативная зарядка для смартфона или планшета, приложения в котором подскажут, где вы находитесь. Что касается денег, сумму нужно рассчитывать оптимально: чтобы хватило на перекус и ночь в отели. В среднем, это 500 рублей на день. Обед в любом придорожном кафе обходится в 200 рублей.
«У каждого свой бюджет. Лучше, опять же, брать с запасом, - говорит Сеня. - У меня обычно находятся средства на электричку на тот случай, если все надоело и хочется просто домой. На такие удовольствия, как баня – тоже, обязательно. В родном Екатеринбурге в повседневной жизни не испытаешь такое счастье от бани, или вот захотелось тебе шоколад и, я считаю, на эту шоколадку ты должен найти денег! Потому что иногда такой кайф от обычных вещей получаешь в автостопе».
И последнее, десятое правило, будь открытым для людей. Если попался кто-то не особо вежливый, не стоит озлобляться на весь мир, сохраняйте положительный настрой. Негативом только притянете неприятности.
Ты можешь пользоваться автостопом от нехватки денег на транспорт, или нехватки новых впечатления, из-за желания сэкономить на путешествии или желания познакомиться с новыми людьми, но попробовать в любом случае стоит!