Екатеринбург 4 сентября 2014, 18:37

Как Екатеринбург за день пережил ядерную войну

ekb_boom Утром 4 октября 1988 года жителей Екб-Свердловска ожидал сюрприз. Знаменитый взрыв на Сортировке никого не оставил в стороне. Тряхнуло не только дома, машины и путепроводы, но и людское сознание эпохи Холодной войны, в разные стороны полетели осколки страхов и ужасов на тему ядерной бомбы. Посмотрим, как это было.

В четыре часа утра на станции Свердловск-Сортировочный под уклон покатился состав с двумя взрывоопасными вагонами. 47 тонн тротила и 40 тонн гексогена врезались в товарный поезд с углем, оборвавшийся электропровод упал на вагоны – и произошел мощнейший взрыв. А может быть, сдетонировал слабофлегматизированный гексоген, версии уточняются до сих пор. Но суть одна: взрыв, страх, деньги и документы по карманам и обида на Горбачева, что не договорился с Рейганом про войну.

1 / 4

«Жили мы на Пехотинцев, окнами как раз в сторону Сортировки. Отчетливо помню: ночь. Мне снится что-то фантастическое, не то я на космодроме, не то война. Вдруг я осознаю, что уже не сплю, но то же самое – продолжается! Открываю глаза из-за ярко-красной вспышки и грохота. Вижу момент, как в замедленном показе: окна раскалываются на множество осколков и падают-падают-падают на все вещи. А в окне – на четверть темно-звездного неба характерный светящийся «гриб» с темной «шляпкой» густого розового дыма… Первая мысль: «Ну, блин, идиоты, все-таки сбросили атомную бомбу!» А следующая: «А как же тогда я еще жив?»

«Я жил на Автовокзале и помню, как стекло в форточке в моей комнате раскололось! Потом мы с отцом вышли на балкон, и в стороне Сортировки было марево такое и столб дыма, похожий на гриб. Папа тогда сказал: «Ну, все, сынок, кажется, ядерная война началась…» А мне тогда пофиг на это было, я же не понимал. Когда вырос, иногда думал потом, каково в тот момент было отцу…»

«Папа возвращался со смены рано утром, с ВИЗа, услышал страшный грохот, оборачивается – и в темном небе у него над головой встает медленно красный гриб!.. Он подумал тогда: «Гады, сбросили бомбу!» И сразу после этого, ехидно: «А по заводу-то не попали!» - думал, что целились в Уралмаш». Ударная волна распространилась на 10-15 километров, в эпицентре взрыва осталась воронка диаметром 40 метров и глубиной 8 метров. Правда, ее засыпали в тот же день, в течение 12 часов, и сверху положили новые рельсы, чтобы восстановить движение по Транс-Сибирской магистрали. Над Сортировкой большими хлопьями, как снег, падал черный пепел. Во всех домах на Сортировке и в Верх-Исетском районе вылетели стекла, вблизи от станции многие деревянные дома были уничтожены полностью, панельные и каменные дома полуразрушены. Сильно пострадали и знаменитые ВИЗовские трубы, со всех сторон они были прошиты осколками. Не повезло автовладельцам. Но человеческих жертв оказалось меньше, чем могло быть: погибло 6 и было ранено около 500 человек.

1 / 4

«Всем баяца! Я жил через забор от станции, на ул. Сортировочной, 1. Вот!! И жив-здоров! Правда, от дома остались только стены – рам не было, крыши не было. На соседней хрущевке нашли колесную пару от тепловоза, гаражи примялись к земле, бараки стояли чудом, без стены, которая была ближе к станции. Отца контузило во время взрыва, он курил ночью. Проснулся я тогда в пыли, стена качается, встал, отец на полу лежит, из ушей кровь, потом стена упала на мою кровать. Я учился во 2 классе, пошел в школу – школы нет почти. Радость неимоверная – уроков не будет».

«Я в то время был лейтенантом-первогодком. Вечером четвертого получили приказ – на двух уазиках бортовых с авиационными прожекторами в кузовах дуть на Сортировку и светить там всю ночь на работах по разбору завалов. Так продолжалось четыре ночи. Походил там везде, посмотрел на уже засыпанную воронку, на обломки бетонных свай рядом с эпицентром, на пеньки тополей, постепенно увеличивающиеся в высоту по мере удаления от центра». «А я из разобранных на Сортировке деревянных бараков дом себе в саду построил и баню. Вот».

1988 год – не 1937, никого не посадили и не расстреляли. Порадовались, что удалось избежать чудовищного пожара на огромных резервуарах с соляркой неподалеку от станции. Жильцам разрушенных домов дали новые квартиры в строящихся районах ЖБИ и Синие камни. На месте разрушений убрали мусор, насадили деревца и разбили клумбы. 14 стекольных заводов СССР поделились своими стеклами, чтобы население встретило зиму без дрожи. В Свердловске жили бодрые люди, и воспоминания о взрыве отдают не столько ужасом, сколько весельем и вау-оптимизмом. И одно можно утверждать точно: городу со взрывом вполне повезло!

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru