"Выбор женщины". Церковь, депутаты и россиянки - о праве на аборт
Недавний законопроект, вышедший из-под пера депутата Елены Мизулиной, гласит: аборты, не обоснованные медицинскими показаниями, должны быть платными. В короткие сроки проект стал чуть ли не самой обсуждаемой темой в Сети и на телевидении, причём оппонентов у Мизулиной оказалось значительно больше, чем сторонников. TER выяснил, почему россиянки так боятся решения Госдумы и к чему все это приведет.
Довольно часто законопроекты Елены Мизулиной называют абсурдными и неоднозначными, а некоторые популярные СМИ даже включают их в рейтинг самых нелепых законов мира.
Однако на её предложение вывести аборты из системы обязательного медицинского страхования публика отреагировала как нельзя более серьёзно.Тут же выступили многочисленные противники законопроекта. Как ни странно, среди них оказались представители Госдумы и Совета Федерации, которые, несмотря на политику демографического роста, готовы поддержать российских женщин.
Эта позиция объясняется их страхом перед неизбежным криминальным ростом: запрет на легальное проведение абортов привёдет к увеличению числа абортов нелегальных. Этот страх небезоснователен: по данным статистики, после принятия закона о запрете абортов в 1936 году (закон действовал вплоть до 1955 года) рост нелегальных операций достиг небывалых показателей.
Прерыванием беременности в то время занимался любой желающий подзаработать: псевдо-целители, гадалки, домохозяйки, не имеющие никаких представлений о традиционной медицине.Они пользовались довольно жуткими способами: выводили нежелательный плод вязальными спицами, травили его йодом и спиртом. Смертность от искусственного аборта и его последствий сразу же возросла, как и расходы государства на лечение несчастных жертв подпольных операций.
с 1936 по 1955 – в СССР действовал запрет на аборты
А вот РПЦ вполне логично приняла сторону Елены Мизулиной. О позиции церкви относительно абортов мы поговорили с иереем Георгием Юраньевым:
- На сегодняшний день человеку практически невозможно что-то запретить, потому что мы живём в светском правовом государстве. Но, я думаю, каждая женщина, собирающаяся сделать аборт, задумывается о духовной стороне этого вопроса.
Аборт – это убийство. Этот канон не выдуман, он признан неоспоримой истиной.Многие люди считают, что ребёнок, только-только начинающий развиваться в организме матери – лишь стандартный набор клеток. Это не так и с духовной, и с биологической точек зрения. Организм получает уникальный набор генов уже в момент зачатия. И именно тогда тело посещает душа. Совершая аборт, женщина уничтожает полноценное одухотворённое существо. Никакие жизненные обстоятельства не могут и не должны стать причиной такого тяжкого греха. Но если даже это не останавливает женщин перед абортом, возможно, с этим справится закон.
Однако в сочетании с предложением Мизулиной об отмене бэби-боксов, кстати, сразу же отвергнутым, гуманность данного закона ставится под большое сомнение. Ведь ни политики, ни РПЦ не могут взять на себя ответственность за то, что произойдёт с уже рождёнными нежелательными детьми. К сожалению, такие случаи обязательно будут, и показатели детской смертности неизбежно возрастут.
- Всего лишь четверть нашей страны объята контрацепцией, - комментирует врач-гинеколог высшей категории Елена Фролова. – Это значит, что остальная часть либо использует традиционные методы контрацепции, либо пренебрегает ею вовсе. Особенно часто это случается в сельской местности – там обильно распространены половые инфекции и очень высок показатель детской смертности.
И всё потому, что люди просто не понимают, что нужно предохраняться. Вот и выходит, что самый популярный метод контрацепции – это аборт.
Ещё с Советских времён Россия занимает первое место в мире по количеству процедур прерывания беременности.
Статистика не в силах отразить реальное положение дел: количество абортов, проведённых нелегально, узнать просто невозможно. Получается, что к двум официально зарегистрированным миллионам абортов можно смело прибавить столько же, а то и в два-три раза больше.- Молодые женщины часто даже не знают, чем грозит аборт, сделанный при первой беременности, - говорит Елена, - а последствия могут быть действительно плачевными. Часто девушки лишаются возможности забеременеть в будущем. Аборты, проводимые немедицинскими методами, вообще крайне опасны – может начаться острый воспалительный процесс, к сожалению, нередко приводящий к смерти.
Однако даже это не стимулирует девушек серьёзнее относиться к контрацепции. Ситуаций, подтверждающих это, очень много. Своей историей с TER поделилась Елена Николаева:
- Я всегда была ограничена родителями: они практически никуда меня не пускали. Когда я поступила в университет и уехала из дома, сразу же почувствовала свободу. Первый семестр оказался очень насыщенным: постоянные пьянки и тусовки, первые отношения с парнем – всё это сильно меня увлекло. О контрацепции я не задумывалась. Скорее, просто была не в состоянии об этом думать: часто секс происходил по пьяни или под кайфом. После Нового года я стала замечать, что моё самочувствие сильно ухудшилось: постоянно случались приступы тошноты, появилась отдышка. Тогда связывала это с моим разгульным образом жизни. В феврале у нас проходил плановый медосмотр, тогда я впервые посетила гинеколога. Она посоветовала мне сделать тест на беременность. Когда я увидела две полоски, сразу же нашлось объяснение и плохому самочувствию и тому, что все джинсы на мне практически не сходились. Честно говоря, я была счастлива, хотя и понимала, что придётся столкнуться с большими трудностями. 23 февраля я объявила о беременности парню и всей своей семье.
Сказать, что они были в ужасе – значит, не сказать ничего. Мама кричала на меня и даже несколько раз ударила:
«Тебе всего 17, парню – 19, ни образования, ни денег…»Она заставляла меня принимать горячие ванны, носить тяжести, пить таблетки, чтобы спровоцировать выкидыш. Когда этого не случилось, она отвела меня к гинекологу и записала на аборт. На тот момент мой срок составлял уже 8 недель. Я очень не хотела терять этого ребёнка и отпиралась от аборта как могла – несколько раз не пришла в назначенное время. Дотянула срок до 12 недель, и тогда врач отказался прерывать беременность. Мать отвела меня в единственную клинику, где согласились провести операцию. Условия там были просто ужасающие. Как и сама процедура.
Мне больно вспоминать всё то, что я пережила в тот день, но ещё тяжелее было справиться с последствиями. Аборт был сделан некачественно, и после него мне пришлось перенести ещё две операции, чтобы избавиться от осложнений. Но самое страшное – депрессия, преследовавшая меня ещё несколько лет после аборта. Я долго ненавидела детей и беременных женщин, и только позже поняла, что это лишь выражение отчаяния.
Сейчас я очень хочу иметь ребёнка, но забеременеть никак не получается. Аборт – физически и эмоционально очень тяжёлое испытание, и я бы ни за что не пожелала пережить его ещё раз.
Проект Мизулиной вряд ли изменит ситуацию к лучшему. Возможно, он даже не сократит количество проводимых в стране абортов. Запретив аборты, государство лишь даст старт проведению нелегальных процедур, не искоренив реальную причину проблемы – банальную невежественность людей в вопросах контрацепции.
Любой врач сможет обойти закон, прописав в диагнозе не искусственное прерывание беременности, а обыкновенный выкидыш, и это лишь даст им возможность лишний раз обогатиться.Аборты – моральная проблема нашего общества, её нельзя решить одним лишь запретом. Возможность аборта должна остаться личным моральным выбором каждой женщины, и для всех будет лучше, если операции будут проходить законно и качественно.