Екатеринбург 27 апреля 2016, 23:34

Chu Ka Brand – украшения, вывернувшие конструктивизм наизнанку

Осенью 2015 года в Екатеринбурге прошло значимое событие - III Уральская индустриальная биеннале современного искусства, где, помимо экспозиций, в душу гостей запало колье в виде плана гостиницы «Исеть». Создавшие украшение Ural Biennial Accessories сегодня выпускают расширенную коллекцию, посвященную Свердловскому конструктивизму, теперь под названием Chu Ka Brand . Накануне выхода коллекции, TER пообщался с создательницами марки Марией Чуркиной и Анастасией Кандобой.

Как все начиналось

Маша: Идея украшений пришла ко мне, когда я училась на первом курсе в Istituto Marangoni London по направлению Fashion Styling. Во время летних каникул в прошлом году я прилетела в Екатеринбург и решила реализовать задумку с украшениями, как минимум, затем, чтобы пополнить портфолио. Идея аксессуаров, посвященных конструктивизму, начиналась как fashion - история, тогда я не думала о них как сувенирах. Рассчитывала, что жителям города и местным модницам придутся по душе украшения с потайным смыслом.

Зная, что Настя увлекается шитьем я предложила сотрудничать в таком ключе: я сделаю украшения, а она сошьет некоторое количество вещей, вдохновляясь архитектурой конструктивизма. В начале июля мы поняли, что выпускать одежду слишком затратно как по времени, так и по деньгам. В то же время, Настя присоединилась к команде Биеннале и рассказала Алисе Прудниковой (директор ГЦСИ, - прим.ред.) о моей идее архитектурных украшений.

Настя: Маша очень вовремя приехала в Екатеринбург с идеей сделать такие украшения, гостиница «Исеть» была основной площадкой Биеннале.

В дни открытия Биеннале мы все были в этих колье: я, Алиса Прудникова, Маша, Бильяна Чирич (куратор основной площадки). Гости подходили и спрашивали: «что это за украшение?». Они не сразу улавливали, что на шее у нас план здания, в котором они находятся. Когда мы объясняли это, люди по-новому смотрели на колье. Оно становилось не просто привлекательной абстрактной формой, а украшением со смыслом.

IMG_2164

Что стало с украшениями после Биеннале

Маша: в конце лета неожиданностью стало то, что я не возвращаюсь в Лондон продолжать обучение и пришлось думать, чем заняться в Екатеринбурге. Мне показалось логичным решение продолжить проект, к тому же не все задумки были реализованы и оставалось желание довести некоторые моменты до ума. Украшения спасли меня от растерянности и помогли сориентироваться в новых обстоятельствах.

Настя: для меня это интересный опыт, потому что я отучилась на философском факультете и работала в сферах PR и GR. После философского трудно найти себя в какой-то прикладной сфере. К тому же, изначально я хотела поступать в Архитектурную Академию и за два месяца до экзаменов решила, что никогда в жизни больше не буду рисовать. И тут я снова обнаруживаю себя, делающую макеты и эскизы. Все вернулось на свои места.

Этот проект был задуман не ради прибыли. В самом начале нас подгонял энтузиазм, мы всему учились на ходу, и это ценно, потому что сразу был виден результат действий и была возможность учиться на ошибках. Конечно, теперь мы получаем с этого доход, это уже работа, а не хобби. Когда ты не получаешь прибыль за то, что делаешь, трудно продолжать на одном энтузиазме.
Маша: когда некоторые люди начали говорить, что это круто и это то, чего давно ждал наш город, когда Саша Цариков ходит и всем рассказывает про нас, появились мысли, что мы стараемся для города. Наши украшения не только эстетически привлекательны, они включены в городской контекст: прославляют екатеринбургский конструктивизм, известный во всем мире. Каждое украшение - интерпретация объекта культурного наследия, решенная в современном ключе.

Настя: Это важная линия развития для Екатеринбурга, у нашего города большая проблема с сувениркой. Все эти ящерки, которые чахнут на куске малахита и магниты с городскими достопримечательностями в пикселях - это не совсем то, что хотелось бы видеть в качестве символов уральской столицы.

Проснулся какой-то правильный патриотизм.
1 / 2

О новой коллекции

Маша: браслет «Динамо» стал для нас больной темой. Он должен был поступить в продажу еще на Биенале, но вышло очень дорого, особенно для изделия из пластика и мы отложили идею. А когда начали работать с металлом, появилось понимание как реализовать задумку и наконец-то дополнить коллекцию браслетом.
Тогда же в творческом порыве я поняла, что можно сделать еще и сережки в виде «Дома-пилы».
Этот дом запал в душу после экскурсии Леонида Салмина по конструктивизму Екатеринбурга, на которую меня когда-то водила мама. Именно тогда я впервые взглянула на архитектуру нашего города под другим углом. Со стороны улицы «Дом-пила» смотрится не особо впечатляюще, но с высоты птичьего полета шесть каменных жилых корпусов, расположенных под углом 90 градусов друг к другу, напоминают зубцы пилы, откуда и появилось народное название дома.

Кстати, в новой коллекции мы сделали маленькую подвеску в виде плана гостиницы для тех, кто не любит массивные украшения. Очень хочется уже выпустить эту линейку из металла, а после мы станем думать, что делать дальше.
MG_8237-web-big

О сложностях при создании украшений

Маша: делать такие вещи у ювелирных мастеров получается очень дорого, поэтому мы решили взять сталь за основу. С этим металлом работают производства, которые обычно изготавливают обшивку ракет, детали для машин - им понятно, как вырезать шестеренку, но их ставит в тупик, наша просьба вырезать из того же материла и тем же лазером колье.

Настя: чтобы выпустить одно изделие, нужно пройти через три производства. Нет компаний, которые от начала и до конца делают что-то подобное. Это не драгоценный металл, это сталь. Надо сначала вырезать деталь, отшлифовать, согнуть, еще раз отполировать.

Если с колье проще – плоская деталь, то браслет Динамо – самое сложное изделие в техническом плане.
Сначала его надо вырезать в плоскости, попутно выявляется много нюансов (например, скругление углов браслета, чтобы он не врезался в руку). У комплекса Динамо, есть выступающие части внизу – мы их заменили на прорези. После браслет надо согнуть, но не по трубе, как кольцо. На браслете впереди есть выступ – «носик» Динамо. Для него деталь сначала сгибают пополам, но так, чтобы она не переломилась и была скругленной, а уже потом браслет сгибают под руку. Но у него не круг в основании, это должен быть овальный цилиндр, который после еще надо шлифовать. Все это дорабатывают вручную и происходит это уже на другом заводе. Поэтому такие украшения пока невозможно поставить на конвейер.

Получается, резка детали – одно производство, мастер, который сгибает – другое и обработка – третье. Для какого-то производства материал непривычный, для другого не совсем понятно, зачем на макете углы сделаны более скругленными. Когда я объясняю, что эта штучка – браслет, они удивляются.

Спустя несколько месяцев сотрудничества я пришла за заготовками на производство, и на мне как раз было готовое кольцо, отшлифованное и блестящее. Мастер на меня посмотрел и говорит: «Это вот так получается?!». Ему наконец-то стало понятно, зачем нам это нужно.
MG_8377-web-big

О нереализованных идеях

Настя: конструктивизм - это с одной стороны чистый функционализм, а с другой - экспрессивность формы. Если классическое здание в планировке стремится быть похожим на себя в реальности, то план конструктивистского строения выглядит как нечто абстрактное и интересно смотрится как плоская деталь. К тому же, конструктивизм в тренде, в каком-то смысле, это тот же минимализм, а кто сейчас не делает минималистичные украшения.

Маша: у меня есть две больные темы – Цирк, который я не могла вписать в эту коллекцию, потому что он из другого времени и в другом стиле. На выходе это бы смотрелось так: «Свердловский конструктивизм, а вот еще Цирк, потому что так хочется». И второе - дом Мельникова. Мне хотелось поработать с этим зданием, но я решила, что сначала будет екатеринбургская история, а со страной потом подумаем. И буквально несколько дней назад захожу на «Афишу» и вижу, что один московский ювелир уже сделал это.

Настя: ты можешь вдохновляться тем, что тебя окружает хоть каждый день. Приходит идея, я захожу в интернет, чтобы посмотреть, сделал ли уже это кто-нибудь и вижу - сделал. Много классных идей на эту тему уже реализовано и это нормально.

Это тренд – брать объекты культурного наследия и перерабатывать их в украшения, принты или что-то еще. Вопрос в том, кто и как это реализует. Здорово, что этим занимаются другие люди, если бы это делали только мы, то вышло бы так: «Окей, мы сделали Екатеринбург, Москву, Питер и через несколько лет что-нибудь ещё. Всё».
Chu Ka Brand в соцсетях: ВКонтакте; Instagram

Фото: Максим Лоскутов, Ася Фрея Модель: Надежда Рудич

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru