В преддверии наступления мира представители СССР, США и Великобритании собрались в Крыму (ещё нашем, но скоро не нашем) в 1945. Встретились Сталин, Черчилль и Рузвельт чтобы обсудить приближающийся конец Второй Мировой и дальнейшие условия перемирия. Ровно 70 лет назад с 4 по 11 февраля в Ливадийском дворце проходила Ялтинская конференция союзных держав, призванная организовать новый порядок мироустройства после войны.
Разумеется, такое событие не могло пройти мимо СМИ того времени. Без Твиттера, Инстаграма и Фэйсбука множество историй осталось за кадром, некоторые всплыли позднее, во времена Хрущёвской оттепели. Нам удалось вернуться в прошлое и отыскать 5 интересных фактов о конференции
Создание ООН
Лидеры трех стран на протяжении всей конференции обсуждали дальнейший мир и урегулирование прав разных стран. В итоге ими было принято решение о об образовании Организации Объединённых Наций, которая функционирует и по сей день:
«Мы решили в ближайшее время учредить совместно с нашими союзниками всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности. Мы считаем, что это существенно как для предупреждения агрессии, так и для устранения политических, экономических и социальных причин войны путем тесного и постоянного сотрудничества всех миролюбивых народов. Мы согласились на том, что 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско, в Соединенных Штатах, будет созвана конференция Объединенных Наций для того, чтобы подготовить Устав такой организации»
Иосиф Сталин — знатный тролль
На ялтинской конференции главы государств, Сталин, Рузвельт, Черчилль, отдыхали отдельно от всех. Черчилль, находясь в прекрасном расположении духа, решил подшутить над Сталиным и спрашивает:
- Правда, что у вас, грузин, есть обычай дарить гостю то, что тому понравилось? - Да! - задумавшись, ответил тот. - Мне понравился Ливадийский дворец. Могу ли я рассчитывать на гостеприимство грузинских обычаев? Сталин подумал и сказал: - Да! Но при условии, что разгадаете загадку. Черчилль улыбнулся и согласился. Сталин разгибает три пальца — большой, указательный и средний. - Где здесь средний палец? Черчилль подумал и показал на, так называемый, средний палец. - Нет! — сказал Сталин. Наблюдавший за этой светской беседой Рузвельт, рассмеялся и, трогая расположенный между большим и средним, указательный палец воскликнул: - Вот же он! - Нет! — сказал Сталин и, просовывая большой палец между указательным и средним. - Вот он!
Из книги Бережкова (личного переводчика Сталина во время войны) «Рядом со Сталиным».
В СССР появилась улица имени президента Америки
В память о Рузвельте в Ялте назвали улицу его именем. Притом, не на какой-нибудь окраине, а в самом центре города.
В Крым улетело около 700 человек из Англии и США
За день до столь важного события, в ночь со 2 на 3 февраля, с аэродрома Лука началось, говоря словами Черчилля, «великое переселение»:
«Транспортные самолеты поднимались с аэродрома через каждые 10 минут, чтобы переправить в Крым, на расстояние примерно 1400 миль, около 700 человек, входивших в английскую и американскую делегации. Там еще за два месяца до этого были расквартированы части английской авиации для подготовки технической стороны дела. Я забрался в свой самолет после обеда и лег спать»
Черчиллю и Рузвельту было ок
Рузвельт и Черчилль покидали комментов на страничке у Сталина. Ну, вообще-то нет, главы государств просто написали благодарственные письма для Иосифа Виссарионовича:

«От имени Правительства Его Величества выражаю Вам горячую благодарность за гостеприимство и дружеский прием, оказанные британской делегации на Крымской конференции. На нас произвело глубокое впечатление большое искусство организации и импровизации, благодаря которым конференция протекала в такой приятной и располагающей обстановке, и мы все храним самые счастливые воспоминания о ней. К этому я должен добавить личное выражение моей благодарности и признательности. Ни одна из предыдущих встреч не показала с такой ясностью тех результатов, которые могут быть достигнуты, когда главы трех правительств встречаются друг с другом с твердым намерением смело встретить трудности и преодолеть их. Вы сами сказали, что сотрудничество было бы более трудным, если .бы не существовало объединяющих уз борьбы с общим врагом. Я исполнен решимости, так же как Президент и Вы, как я уверен, не допустить после победы ослабления столь прочно установившихся уз дружбы и сотрудничества. Я молюсь о даровании Вам долгой жизни, чтобы Вы могли направлять судьбы Вашей страны, которая под Вашим руководством показала все свое величие, и шлю Вам свои наилучшие пожелания и искреннюю благодарность»