Офисные интриги. Как не стать их участником и сохранить репутацию
В любом коллективе люди общаются не только по рабочим вопросам, но и неформально. А в таких коммуникациях часто возникают слухи, домыслы и сплетни. Одни воспринимают это как безобидное развлечение, другие — как источник токсичности и давления. Что заставляет людей сплетничать? Почему офисная среда особенно благоприятна для этого? И можно ли обезопасить себя от участия в этом процессе?
Попробуем разобраться вместе с Александрой Авдеевой, основателем бутикового PR-агентства «ЗНАТЬ».
Как и почему люди начинают сплетничать
Сплетням способствует замкнутое пространство и желание людей обсуждать легкие темы, которые не требуют интеллектуальных усилий. Часто обсуждают других людей и отношения между ними — это всегда вызывает живой отклик и эмоциональную реакцию.
Любой человек, оказываясь в обществе, начинает сравнивать себя с другими. Когда кто-то выделяется по поведению, внешности, манере общения — это становится поводом для обсуждения.
Подобные разговоры создают иллюзию сплоченности, укрепляют чувство «своего круга» и служат средством социальной навигации. В процессе обсуждения других люди чувствуют удовлетворение, что их мнения совпадают, что другие не идеальны, это подпитывает их эго.
Офис как благоприятная почва для сплетен
Особенно склонны к пересудам офисные работники.В офисной иерархии правила мешают открыто выражать эмоции, а амбиции часто не реализуются в профессиональной сфере — людей не всегда их слышат и учитывают их мнение. Через сплетни они стремятся компенсировать это и реализуют потребность в признании.
Поэтому обсуждение коллег становится своеобразным способом «выпустить пар». Благодаря этому люди могут почувствовать свое влияние хотя бы в кулуарных разговорах.
Если мнение человека не учитывается в рабочих процессах, то возможность быть услышанным хотя бы в неформальном общении приобретает ценность.
Кроме того, офис — это рутинная среда. На фоне повторяющихся задач, малоподвижного образа жизни, нехватки ярких впечатлений обсуждение других людей становится ярким эмоциональным событием. Наличие «жертвы» или объекта обсуждения оживляет рабочий день и создает повод для взаимодействия между сотрудниками.
Как соблюдать личные границы и не втягиваться в сплетни
От сплетен можно и дистанцироваться. Но это требует внутреннего стержня, устойчивой самооценки и осознанности. В некоторых коллективах отказ от участия в сплетнях может восприниматься как «выход из стаи».
Важно уметь держать позицию, сохранять индивидуальность, иметь лидерский характер и находить единомышленников в других сферах. Молчаливое согласие делает вас соучастником токсичной культуры. Умение мягко, но твердо отстраняться от обсуждений, не поддерживать обсуждение за спиной и переключать разговор — это навыки, которые требуют тренировки, но в итоге вызывают уважение.
Для этого нужно развивать эмоциональный интеллект и осознанность. Ставьте личные границы, не участвуйте в обсуждении, если чувствуете, что это идет вразрез с вашими ценностями.
Вместо пассивного участия — инициируйте нейтральные или профессиональные темы для разговора. В долгосрочной перспективе это укрепляет вашу позицию как человека зрелого и надежного.
Помните, что коллектив может быть временным. Понимайте цель своего присутствия: это реализация проекта, получение опыта или достижение конкретной задачи? Если человек сознательно отказывается от участия в кулуарных обсуждениях, ему важно напоминать себе, ради чего он здесь без необходимости самоутверждаться за счёт других.
Последствия и ответственность
Токсичность возникает как следствие слабой управленческой культуры. Если в коллективе поощряется конкуренция любой ценой, отсутствует обратная связь и не регулируется внутренняя коммуникация, сплетни становятся способом выживания. В таких условиях уход профессионала — это симптом глубинных проблем, а не частный случай.
Поэтому увольнение из-за токсичной атмосферы — это скорее потеря для компании. Если сотрудник, действительно, квалифицированный, он найдёт применение своим навыкам. А руководству стоит задуматься над изменением корпоративной культуры, чтобы токсичные сотрудники не выдавливали из коллектива профессиональных людей.
Компании, которые стремятся к устойчивому росту и лояльности сотрудников, должны учитывать психологический климат. Прозрачная коммуникация, доверие, обратная связь, а также работа с неформальными лидерами помогают создать среду, где у сплетен просто не будет шанса.
В таких командах обсуждают идеи, а не людей.
Сплетни — это не просто вредная привычка, а социальный механизм, который работает благодаря неудовлетворенным потребностям, эмоциональной рутине и неустойчивым границам.
Понимание причин и мотивов помогает осознанно отстраняться от деструктивных процессов. Да, коллектив может быть временным, но наша личность постоянна. Важно сохранять целостность, даже если вокруг очень много коммуникаций.