Архив Гиляровского рассказал о своем хозяине

Архив Гиляровского рассказал о своем хозяине

Сегодня в Центре Гиляровского можно увидеть выставку, посвященную московскому журналисту и бытописателю Владимиру Гиляровскому. В ее основе — уникальный архив автора, который был случайно найден в 2024 году и затем обработан — старшим научным сотрудником Музея Москвы, исследователем жизни и творчества В.А. Гиляровского, куратором выставки «Линия Гиляровского» Александром Афанасовым и заведующей сектором документальных источников Музея Москвы Натальей Карась.

В материале — о том, что скрывалось в стопке бумаг Гиляровского и почему это так важно для нашего представления о нем

«Поэт-бродяга»

Владимир Гиляровский — журналист и писатель, беллетрист, драматург, автор одного из самых известных произведений о столице «Москва и москвичи». Он родился в Вологодской губернии. Не закончив гимназию, сбежал из дома и отправился в Ярославль пешком.

Позже Гиляровский испробовал на себе многие профессии — в Костроме он устроился бурлаком и прошел до Рыбинска, затем портовым грузчиком, табунщиком и даже поработал в цирке, а затем попал в театральную труппу. Свои «скитания» журналист описал в одноименной книге, экземпляр которой можно увидеть на экспозиции «Линия Гиляровского».

С 1881 года писатель поселился в Москве. Хотя его адрес и здесь не раз менялся, он наконец нашел себя — начал литературную карьеру с публикации стихотворения в журнале «Будильник», а затем и журналистскую — репортером в «Московском листке». Прямота и искренность помогали ему оперативно получать новости с разных концов города.

Так, он стал своим среди пожарных и уличных торговцев, легко находил общий язык с извозчиками и другими. Вскоре благодаря активному освещению городских происшествий, одним из которых была Кукуевская катастрофа (крушение целого состава поезда из-за размыва почвы), Гиляровского прозвали «королем репортеров».

Архив, завернутый в газеты

О Гиляровском сохранилось немало информации. Однако все эти материалы, касающиеся его жизни и творчества, разделены между многими культурными институциями по всей стране. И до прошлого года не существовало единого архива, который бы помог составить более подробное представление о нем.

1 / 2

Однако случилось самое настоящее чудо. В 2024 году в одном из букинистических магазинов Москвы москвовед, исследователь, главный редактор журнала «Московское наследие» Филипп Смирнов обнаружил несколько сотен рукописных и печатных материалов, завернутых в газеты 1959 года. Комплекс личных материалов Владимира Гиляровского было решено передать в Музей Москвы.

Находка содержит визитки писателя, его знакомых и друзей, меню ресторанов, билеты, приглашения, зарисовки, рукописи, черновики произведений, билеты, брошюры, квитанции, фрагменты газет конца XIX — начала XX веков, неопубликованные стихи и многое другое.

Благодаря архиву сегодня мы можем узнать, что подавали на ужине, посвященном обществу «Воздушный флот — Сила России» в ресторане Прага в 1913 году, сколько расходов было у писателя по «Журналу спорта», увидеть кредитный билет 1918 года «Двадцать пять рублей» с афоризмом Гиляровского «Это стоило когда-то 25 р! 1920 1/10» и даже его записную книжку 1880-х.

Также в архиве исследователи нашли фотографии семьи и личные письма, благодаря которым мы узнаем дядю Гиляя как примерного отца и семьянина. Одно из таких писем он, судя по всему, бережно хранил — от дочери Надежды из Парижа, где она рассказывала, как проводит время в путешествии.

Отношения Гиляровского с дочерью были самые нежные, и даже в выборе карьеры она пошла по его стопам — стала переводчиком, историком литературы и театра (театрально-декорационного искусства), автором нескольких монографий, литературных переводов, рассказов.

Кроме того, в стопке бумаг нашлись письма к жене писателя Марии Гиляровской о хозяйственных делах (даже листок с перечислением продуктов, которые надо купить), фотографии людей на скачках, к которым писатель был неравнодушен, множество газетных вырезок, книг, журналов и брошюр с пометками Гиляровского, черновик рассказа о московских «кривых» улицах (около 1901 года) и вывеска «Контора Объявлений В. Гиляровского», выполненная тушью в 1900-е — ее можно увидеть на выставке в Центре Гиляровского.

Переданные в фонды Музея Москвы материалы помогли не только открыть экспозицию, но и увидеть Гиляровского с другой стороны — не только как талантливого журналиста и писателя, но и как человека с широким кругом интересов и глубоким пониманием городской жизни, что делает его фигуру еще более значимой для истории российской журналистики и культуры в целом.

Кроме того, именно такие случайные находки помогают исследователям делать открытия о жизни горожан столетней давности — архив Гиляровского рассказал нам о транспортных и дорожных проблемах в городе, о культурных и спортивных мероприятиях, показал афиши и объяснил, о чем говорят помети на полях его записной книжки.

Читайте также: