TSR начинает серию интервью «Бизнес молодость», посвященную молодым саратовским предпринимателям. На свой страх и риск в это непростое время они запускают новые проекты, открывают кафе и магазины, формируют и занимают свою нишу на рынке. Кто эти ребята и как они осуществили свою мечту, а главное, почему их истории вдохновляют – читайте у нас.
Мы встретились с Назиром Юсифовым, который к 20 с небольшим уже работает над тремя амбициозными проектами: Chehov, DreamBox и HeyLook. Компания Chehov занимается мобильной фотопечатью и штампует популярные уже несколько лет магнитики со снимками Insatagram, DreamBox– это франшиза мобильных фотобудок, а HeyLook– бюро визуальных коммуникаций. TSR повезло, и он пообщался не только с Назиром, но и с его коллегами по бюро – основателем HeyLook, дизайнером Сергеем Соловьевым и маркетологом Евгенией Пегусовой.
Как все начиналось: КГБ, Instagram и Ипполит Матвеевич
Назир: У меня это желание [открыть свой бизнес] возникло на курсе третьем, но я понимал, что у меня нет инструментов для его реализации. Я нашел молодых ребят, которые что-то делали, и мне нравилось то, что они делали. Это было творческое объединение «КГБ». Я начинал с того, что был аниматором, потом мне доверили организовывать мероприятия. Затем я решил заниматься своим делом, и пришла идея с Instagram-магнитами. Мы первыми начали делать их в Саратове – именно со спецификацией на Instagram.Chehov и DreamBox – этим занимаюсь я и еще один мой друг. Chehov – компания, выросшая из «Ипполита Матвеевича» [бывший проект Юсифова], которая по-прежнему специализируется на на Instagram-печати и мобильной фотопечати. Также мы являемся представителями франшизы фотобудок DreamBox - это молодая компания, которой не больше полутора лет. У них есть представительства в разных городах. Мне понравились их подход и качество услуг, и я решил купить франшизу. Так у нас появилась будка.
Почему сейчас модно заниматься франшизами? Потому что тебя, неопытного человека, берут и обучают с нуля. Эта система дает готовый продукт, объясняет, как с ним работать. Мне франшиза DreamBox досталась по акции, и она не облагается роялти.
Как все устроено: капитал в 15 тысяч, конкуренты и рекорд на фестивале уличного кино
Назир: Самый первый бюджет был смешной – мы начали с 15 тысяч рублей. Это половина айфона! Мы нашли крутую идею, и оборот за первый год составил порядка полутора миллионов. Половина айфона – и вот ты уже бизнесмен. Вопрос в том, хочешь ли ты выглядеть успешным сейчас или действительно являться успешным? Можно говорить и о бизнес-молодости – будучи студентом, запустить свой бизнес, вместо того, чтобы купить машину. Пример тому - Coffee Like: эти люди уже на третьем курсе имеют сеть кофеен и успешно развиваются [Coffee Like - это франшиза, которая с недавних пор появилась и в Саратове и имеет уже несколько точек по всему городу].У нас была наработана база клиентов. Все началось с «Ипполита Матвеевича» и фотопечати на мероприятиях. Этим занимались и до нас, но мы применили другой подход. Мы специализируемся именно на этом, наше дело - не приложение к чему-то другому, а отдельная услуга, за качество которой ты отвечаешь.
Сейчас важно не столько количество, сколько качество и особенно время. Поэтому мы предлагаем аренду фотобудки на время, не измеряя количество продукции. Наша бизнес-модель строится на том, что мы не продаем продукт конечному клиенту. Платит за него тот, кто хочет рекламу, кто хочет развлечь своих гостей.
Пока мы искали свою фишку, на рынок вышли конкуренты. На самом деле, я вижу одного конкурента, но не буду говорить кто это. Я уважаю этого человека, он вовремя среагировал на тренды рынка, но когда я подбирал техническую составляющую услуги, я не только оценивал, как это выглядит, но и то, какую пользу дает и какие дополнительные фишечки несет. Если итоговый материал выглядит паршиво, хотя все остальное прекрасно, ты не сможешь это продавать. Сама будка не требует больших расходов и особых усилий. Главные затраты идут на персонал. Но не стоит экономить на людях. Не менее важная часть – это материалы, которые ты используешь. И амортизация, как нам говорили в университете, - на нее всегда нужно откладывать деньги.
Мы стартовали 1 августа. С этого момента у нас было несколько частных мероприятий и три проекта. 15 августа была бесплатная фотопечать на проспекте, в тот же день мы участвовали в фестивале уличного кино. Тогда у нас был рекорд – через будку прошло порядка 300 человек. Мы справились с этим припеваючи и даже сами успели повеселиться. У нас на данный момент складываются партнерские отношения с некоторыми заведениями, ивент-организациями. Дела обстоят радужно, и перспективы очень и очень хорошие. Но мы на этом не останавливаемся. В ближайшие три месяца мы планируем запустить еще несколько услуг, но это секрет. Ведь конкуренты есть, и они не дремлют.
О саратовском шуме, HeyLook и о теплоте в сердце
Сергей: Я профессиональный графический дизайнер, арт-директор, работал в московских журналах и рекламных агентствах. Родился я в Саратове и когда приехал сюда недавно, то на меня буквально с вокзала обрушился страшный визуальный шум. Первое ощущение – это оглушенность. Когда-то Саратов был красивым, чистым городком, прогулки по которому доставляли радость – можно было рассматривать старые купеческие домики, еще сохранившиеся в хорошем виде; поливальные машины рано утром, которые очищали город - ощущение свежести, пространства. Сейчас нет ничего, есть первые этажи, которые отданы на потребу коммерции - все это неупорядоченно и подавляет визуальную коммуникацию, добавляет еще чуточку крика, шума. У людей, которые являются визуалами по природе, от этого всего в голове образуется взрыв.Мы сторонники теории разбитых окон и хотели бы попытаться сделать визуальный мир в Саратове чуточку интереснее, приятнее для глаза.
Евгения: Мы не то что бы хотим попытаться, мы это сделаем и предпримем все, что можем. Саратов для меня родной город, здесь есть куда расти и чем заниматься, но то, что мы тут видим, не несет какого-то положительного заряда, ощущения теплоты в сердце. Это мы хотим донести до жителей и будем проводить серию мастер-классов, рассказывать людям о том, как это важно.
Сергей: Я разделяю позицию сами знаете кого [Артемия Лебедева] в том, что дизайн – это прикладная профессия. Разумеется, в нем присутствует элемент творчества, но это, в первую очередь, инструмент для решения задач бизнеса.
Назир: Бизнес – это то, к чему прикладываются все остальные науки, в том числе и творчество. Если есть два продукта – у одного плохая упаковка, но хорошая начинка, а у второго хорошая упаковка и плохая начинка, то выберут второй. В бизнесе работает правило «по одежке встречают». По-другому никак. Дизайн не панацея, но он поможет эффективно развиваться бизнесу.
Образование: плохой пример Цекурберга и наблюдение за рабочим цехом
Сергей: Чтобы стать дизайнером, необходимо иметь базовое художественное образование. Я учился в Высшей Школе Дизайна на отделении визуальных коммуникаций. Но нужно постоянно повышать свой уровень. Когда ты увлечен своей работой, невозможно не наблюдать за тем, что делают твои коллеги по цеху, как складываются мировые тренды, как это локально отражается у нас. Базовое образование и самообразование – вот те два столпа, на которых стоит профессия дизайнера и, тем более, арт-директора.Назир: Есть тренд, который поддерживается в соцсетях, что нужно бросать высшее образование. «Цукерберг же бросил» и т. д. Все думают, что образование, которое дается в университете, бессмысленно. На самом деле, оно имеет смысл. Год назад я закончил политех, факультет экономики и управления предприятием в сфере машиностроения. Мы были на производстве, видели, как работают люди. Спустя время мне это пригождается. Почему все стремятся в эконом, когда там нельзя ощутить прикладной привязки к чему-либо?
Образ бизнесмена – предприимчивый и счастливый
Назир: Отношение к бизнесу у людей меняется. Раньше считали, что это просто средство заработка и дело избранных. Каждый может заниматься бизнесом. Но бизнесмен – счастливый человек, ведь каждый день он работает со своей мечтой, занимается любимым делом.Сергей: В терминах бизнесмен и предприниматель я слышу разную морфологию. Предприниматель – это нечто более родное, понятное. Для нас образ бизнесмена сложился из западной традиции. У предпринимателя более человеческое лицо.
Назир: Предприниматель никогда не отчаивается. Он из любой ситуации находит выход - он предприимчивый.
Сергей: Людей можно разделить на две группы – те, кто что-то хотят в своей жизни менять – себя и мир вокруг себя; и те, кто не хотят этого делать. Бизнесмены относятся к первому типу.
Советы и правила
- Система штрафов не работает. Нужно растить лидеров вокруг себя, зная, что они отдают самое ценное – свое время.
- Теория разбитых окон действует и в личном аспекте. Если человек себя любит - не эгоистично, а в меру, то он и работать будет на уровне.
- Теория малых чисел или теория чашки кофе: если каждый день тратить 150 р. на чашку кофе, то за три года выйдет приличная сумма. Которую можно было бы, например, вложить в бизнес. А если эти деньги положить в банк под проценты?
- Бизнесмен должен уметь играть на трендах. Скажем, в свое время был популярен Foursquare. Многие заведения подняли на этом аудиторию. Сейчас в Европе социальные сети играют такую роль, что молодой человек не зайдет в такое заведение, у которого нет странички на Facebook.
- Если проект кажется не совсем готовым, чуть-чуть сырым, не стоит ждать - запускайтесь. Нужные решения и изменения придут в процессе.
- Не стоит пытаться делать одно и то же, если это не получается. Обязательно вносите коррективы и пытайтесь еще. Хотя чаще правильный проект идет так, как надо. Слушайте интуицию.
- Почитать: Стивен Роберт Кови, Роберт Кийосаки, Джордж Клейсон "Самый богатый человек в Вавилоне"
Фотографии Елена Степанова