В своем светлом детстве, приходя в знаменитый Театр юного зрителя, впоследствии сгоревший, я замечал, что публика коротала время, ожидая спектакль, разглядыванием макетов «тюзовских» декораций. Это был своеобразный ритуал – оценить многомесячный труд художников в миниатюре. Стендовое моделирование (или как еще говорят – моделизм) само по себе – целое искусство. Здесь важно все – реализм («идентичность натуральному»), скрупулезное внимание к деталям, кропотливая работа в рамках минимального масштаба.
К 400-летию Саратова, наше с вами жизненное пространство было украшено панорамой города на площади Н.Г. Чернышевского, прямо за воротами парка «Липки». Это была поистине удивительная работа и с тех пор сотни взрослых и детей провели не один час за исследованием старого и нового прототипов Саратова. За это время модель, разумеется, поизносилась и в 2012 году молодые дарования в области архитектуры провели ее реконструкцию. На самом деле, я не знаю наверняка в какой именно области развивались эти дарования, но могу предположить, что к такому проекту вряд ли допустили бы дилетантов. То, что они были молодые я уверен – сам видел.
Сейчас мы быстро пролистаем результат этой «сложной работы» (как указывали некоторые лица, причастные к реставрации), чтобы оценить ее легким, но пристальным взглядом любящего этот город жителя.
Силы вселенной почти без изменений сберегли от реставрационных потуг архитекторов модель старого Саратова. Ее слегка почистили, сдули пыль, и она вновь засверкала всем своим великолепием.
Посмотрите, сколько труда было вложено в эти макеты в 1990 году. Каждое окно детально прорисовано или вырезано, у каждого домика сохранен объем деревянного фасада, на храме даже можно найти имитацию витража. Небольшая «мультяшность» вовсе не портит эту модель, а только показывает в ней теплоту и душу художника.
Дымовые трубы, ставни, арки, балконы – над каждым элементом трудились руки мастера, аккуратно собирая их в целый дом, стараясь сохранить хрупкую основу.
Вся эта красота, напомню, стоит уже два года. Важный элемент туристического бизнеса нашего города потихоньку гниет и продолжает расползаться. Мне не хотелось бы превращать этот материал в адресный обвинительный спич. Поэтому скажем просто – люди, которые создавали этот проект не любят свой город. Не любят жизненное пространство, в котором находятся. Не любят себя, я уже не говорю о дизайне. Именно из-за такой апатичности к миру, который достоин прекрасного, визуальная составляющая нашей жизни раскалывается как айсберг в южных водах. И очень скоро мы будем стоять по шею в большой луже и смотреть на солнце. Потому что уже его-то точно никто не испортит.
Для тех, кто хочет увидеть, по-настоящему классный макет советую погуглить по запросу «Гранд-макет Россия». Это нереальная работа потрясающей команды профессионалов – дизайнеров, инженеров, художников и технологов. Можно только позавидовать.
В заключение, чтобы оправдать эмоциональный перебор моего текста, поделюсь впечатлениями жж-блоггера soul_of_house по поводу увиденного фильма о создании макета города в музее истории Праги: «Не могла удержаться от слез. От того – какая работа была проделана трехмерщиками… от того, что человек может всю свою жизнь положить на создание макета, и над тем сколько людей создавали это чудо – Прагу. Да и любой другой город…».
Никита Музалевский