«У меня, господа, есть цель в моем искусстве. Я, как знаете, родился в Таджикистане, учился в русской школе. В училище загорелся французской живописной школой к. 19 века – н. 20 вв. Потом учился в Москве. Сейчас живу в Тюмени…
В душе моей случился сплав двух культур – Востока и Запада… Но я надеюсь, что со временем этот сплав переродится, синтезируется в нечто новое. Новое, прочное, цельное».
Владимир Глухов, 2017 г.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева и Фонд поддержки искусств и музейной деятельности «Русские Меценаты», основателем и председателем которого является Юлия Вербицкая, представляют выставочный проект «Дорога домой», объединяющий в себе творчество двух художников: Алексея Бесперстова и Владимира Глухова, судьбы которых удивительно связаны с Востоком и с Западом, с Европой и Азией.Не секрет, что «русский авангард» начала ХХ века, как явление, возникшее в центральной полосе России, в городах–столицах Москве и Санкт-Петербурге, имел жизнь короткую, но яркую. В 1932 году, после принятия «нового партийного курса» в живописи, который позже получил название «социалистический реализм», мастера–авангардисты были названы «формалистами» и объявлены, фактически, вне закона. По этой причине, многие из них были вынуждены покинуть пределы СССР и прославить своими именами Францию, Германию и США. Оставшиеся в СССР – длительное время работали в стол… или перемещались по зову сердца в самые удаленные уголки и самые дальние республики СССР – Среднюю Азию.
Яркими представителями этой Средне-Азиатской школы, в частности Душанбинской школы живописи, являются представленные на выставке живописцы Алексей Тарасович Бесперстов (1923 – 2001 г.) и Владимир Иванович Глухов (1961 – 2018 г.).
Алексей Тарасович Бесперстов родился в 1923 году в с. Богдановка Самарской губернии. В 1937 году, когда художник был еще подростком, его семья приняла решение переехать в Таджикистан, спасаясь от голода, бушевавшего в тот период времени в центральной части СССР.
Имея с детства неудержимую склонность к рисованию, в 1939 году он поступил в Сталинабадское художественно-педагогическое училище, в котором преподавали те самые, перебравшиеся в Среднюю Азию авангардисты «первой волны», включая ученика ВХУТЕИНа Порфирия Фальбова. Однако обучение его было прервано объявлением войны фашистской Германией и с 1942 г. – 1945 г. молодой художник провел на фронте. После демобилизации в 1947 году А.Т. Бесперстов вернулся в ставший ему родным Таджикистан, завершил художественное образование и всю свою жизнь посвятил живописи и преподаванию.
Характерно, что любя и понимая Азию, А.Т. Бесперстов видел ее глазами европейского живописца, наделяя свои многочисленные горные пейзажи мистическим светом и глубоким смыслом. Особый цвет, особый свет, часто, впрочем, напоминающий красные виноградники Ван Гога, пронизывает творчество А.Т. Бесперстова, тогда как горы его антропоморфны и содержат зашифрованные знаки – символы, понятные лишь посвященным.
Эпичность, монументальность его работ, противоречие между вечным, великим, прекрасным миром природы и маленьким, слабым, изменчивым бытом человека – все это чувствуется в его живописи. Характерно, что художник - фронтовик, прошедший ужасы Второй мировой войны, неоднократно раненный, дошедший до Берлина, избегал темы войны не только в своем творчестве, но даже в разговорах, пытаясь показать своим зрителям и ученикам совсем другой пример и нравственный моральный ориентир – мир, гармонию и покой. Возможно, именно эта склонность к символизму и «глубокий язык» живописи привел к тому, что творчества А.Т. Бесперстова стало чрезвычайно популярным во Франции, где его работы хорошо известны ценителям живописи.
По странной иронии, жизненный путь художника закончился там же, где и начинался - в средней полосе России, в г. Калуга. После распада СССР и начала гражданской войны в Таджикистане, художник, находясь в преклонном возрасте, был вынужден вновь спасаться от голода и бедствий войны. В 1993 году А.Т. Бесперстов вернулся в Россию, поселившись в Калужской области. Однако вынужденный переезд сказался негативно на состоянии художника. Несмотря на то, что здесь он продолжал работать, Алексей Тарасович быстро угас и ушел из жизни в 2001 г.
Совсем иным по характеру и философской направленности являет себя творчество «русского Гогена», художника Владимира Ивановича Глухова.
Владимир Иванович Глухов – ученик Алексея Бесперстова, родился в 1961 году в г. Душанбе
в семье ученого–химика, академика АН Таджикской ССР И.А. Глухова, который, однако, не одобрял рано проявившуюся у сына страсть к рисованию.
Тем не менее, художник А.Т. Бесперстов, будучи дядей Владимира Глухова, поддерживал творческие устремления юного художника. После окончания школы Владимир Глухов поступает в Республиканское художественное училище им. Олимова (р. Таджикистан). Закончив РХУ в 1981 г., Владимир Глухов продолжает учиться в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова и в 1988 г. защищает диплом в мастерской академика В.Г. Цыплакова.
После окончания МГХИ им. Сурикова Владимир Глухов возвращается в Таджикистан и активно участвует в жизни республики, вырабатывая свой собственный, яркий, экспрессивный стиль. Для него, как для человека, имеющего смешанные корни, Азия – абсолютно литературна, наполнена глубокими смыслами и метафорами. Практически к каждой работе у художника есть притча-легенда, которая раскрывает ее смысл, суть.
В 1992 году, с началом гражданской войны, художник покинул Таджикистан, переехав в Москву, а потом в Тюмень, но среднеазиатская тема осталось для него главной: «Таджикистан – моя родина, мой рай. Там тепло. Там солнце, фрукты, ослепительные краски — алый, лазоревый, желтый...».
Изобразительные композиции Владимира Глухова лаконичны, построены простейшими формами, ярки по цвету. Характерным приемом является, как правило, напоминающее узор таджикских тканей небо или иное воздушное пространство, взвивающееся вихрем, по диагонали полотна. В работах Владимира Глухова соблюдено равновесие двух несовместимых тенденций: одновременного стремления к абстракции и реализму. Все это порождает новый стиль, объединяющий классическое искусство, символизм, реализм и народный орнамент, такой характерный для окраски тканей и декоративно-прикладного искусства Таджикистана.Во всем творчестве Владимира Глухова, звучит его песня – песня дервиша, но дервиша мудрого и образованного, познавшего все искушения ХХ века, испытавшего на себе все его беды и ужасы войны. В работах его чувствуется твердая рука и академическая школа (особенно в графике). Живописные же работы вместили в себя весь диапазон: восточный лубок, изысканная персидская миниатюра и даже религиозная монгольская живопись.
Помимо живописного таланта, Владимир Глухов наделен и ярким литературным даром. Его книга – альбом «Качим-Керемек» будет представлена вниманию зрителей выставки и посетителей музея. Уникальное издание содержит истории – притчи художника, его путевые заметки и, конечно, иллюстрации (живописные работы и графика).
В 2016 году работы Владимира Глухова привлекли внимание в США и экспонировались на персональной выставке художника в музее MoRA (Museum of Russian Art, NJ, USA). В 2017 г., благодаря поддержке Министерства Культуры РФ, а также деятельности Фонда поддержки искусств и музейной деятельности «Русские Меценаты» проект «Дорога домой» экспонировался в Государственном Музее Востока (г. Москва).