Саратов 27 мая 2019, 17:22

"Дорога домой". Выставка в Радищевском музее

«У меня, господа, есть цель в моем искусстве. Я, как знаете, родился в Таджикистане, учился в русской школе. В училище загорелся французской живописной школой к. 19 века – н. 20 вв. Потом учился в Москве. Сейчас живу в Тюмени…

В душе моей случился сплав двух культур – Востока и Запада… Но я надеюсь, что со временем этот сплав переродится, синтезируется в нечто новое. Новое, прочное, цельное».

Владимир Глухов, 2017 г.

 Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева и Фонд поддержки искусств и музейной деятельности «Русские Меценаты», основателем и председателем которого является Юлия Вербицкая, представляют выставочный проект «Дорога домой», объединяющий в себе творчество двух художников: Алексея Бесперстова и Владимира Глухова, судьбы которых удивительно связаны с Востоком и с Западом, с Европой и Азией.

Не секрет, что «русский авангард» начала ХХ века, как явление, возникшее в центральной полосе России, в городах–столицах Москве и Санкт-Петербурге, имел жизнь короткую, но яркую. В 1932 году, после принятия «нового партийного курса» в живописи, который позже получил название «социалистический реализм», мастера–авангардисты были названы «формалистами» и объявлены, фактически, вне закона. По этой причине, многие из них были вынуждены покинуть пределы СССР и прославить своими именами Францию, Германию и США. Оставшиеся в СССР – длительное время работали в стол… или перемещались по зову сердца в самые удаленные уголки и самые дальние республики СССР – Среднюю Азию.

Яркими представителями этой Средне-Азиатской школы, в частности Душанбинской школы живописи, являются представленные на выставке живописцы Алексей Тарасович Бесперстов (1923 – 2001 г.) и Владимир Иванович Глухов (1961 – 2018 г.).

Алексей Тарасович Бесперстов родился в 1923 году в с. Богдановка Самарской губернии. В 1937 году, когда художник был еще подростком, его семья приняла решение переехать в Таджикистан, спасаясь от голода, бушевавшего в тот период времени в центральной части СССР.

Имея с детства неудержимую склонность к рисованию, в 1939 году он поступил в Сталинабадское художественно-педагогическое училище, в котором преподавали те самые, перебравшиеся в Среднюю Азию авангардисты «первой волны», включая ученика ВХУТЕИНа Порфирия Фальбова. Однако обучение его было прервано объявлением войны фашистской Германией и с 1942 г. – 1945 г. молодой художник провел на фронте. После демобилизации в 1947 году А.Т. Бесперстов вернулся в ставший ему родным Таджикистан, завершил художественное образование и всю свою жизнь посвятил живописи и преподаванию.

Характерно, что любя и понимая Азию, А.Т. Бесперстов видел ее глазами европейского живописца, наделяя свои многочисленные горные пейзажи мистическим светом и глубоким смыслом. Особый цвет, особый свет, часто, впрочем, напоминающий красные виноградники Ван Гога, пронизывает творчество А.Т. Бесперстова, тогда как горы его антропоморфны и содержат зашифрованные знаки – символы, понятные лишь посвященным.

Эпичность, монументальность его работ, противоречие между вечным, великим, прекрасным миром природы и маленьким, слабым, изменчивым бытом человека – все это чувствуется в его живописи. Характерно, что художник - фронтовик, прошедший ужасы Второй мировой войны, неоднократно раненный, дошедший до Берлина, избегал темы войны не только в своем творчестве, но даже в разговорах, пытаясь показать своим зрителям и ученикам совсем другой пример и нравственный моральный ориентир – мир, гармонию и покой. Возможно, именно эта склонность к символизму и «глубокий язык» живописи привел к тому, что творчества А.Т. Бесперстова стало чрезвычайно популярным во Франции, где его работы хорошо известны ценителям живописи.

По странной иронии, жизненный путь художника закончился там же, где и начинался - в средней полосе России, в г. Калуга. После распада СССР и начала гражданской войны в Таджикистане, художник, находясь в преклонном возрасте, был вынужден вновь спасаться от голода и бедствий войны. В 1993 году А.Т. Бесперстов вернулся в Россию, поселившись в Калужской области. Однако вынужденный переезд сказался негативно на состоянии художника. Несмотря на то, что здесь он продолжал работать, Алексей Тарасович быстро угас и ушел из жизни в 2001 г.

Совсем иным по характеру и философской направленности являет себя творчество «русского Гогена», художника Владимира Ивановича Глухова.

Владимир Иванович Глухов – ученик Алексея Бесперстова, родился в 1961 году в г. Душанбе

в семье ученого–химика, академика АН Таджикской ССР И.А. Глухова, который, однако, не одобрял рано проявившуюся у сына страсть к рисованию.

Тем не менее, художник А.Т. Бесперстов, будучи дядей Владимира Глухова, поддерживал творческие устремления юного художника. После окончания школы Владимир Глухов поступает в Республиканское художественное училище им. Олимова (р. Таджикистан). Закончив РХУ в 1981 г., Владимир Глухов продолжает учиться в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова и в 1988 г. защищает диплом в мастерской академика В.Г. Цыплакова.

После окончания МГХИ им. Сурикова Владимир Глухов возвращается в Таджикистан и активно участвует в жизни республики, вырабатывая свой собственный, яркий, экспрессивный стиль. Для него, как для человека, имеющего смешанные корни, Азия – абсолютно литературна, наполнена глубокими смыслами и метафорами. Практически к каждой работе у художника есть притча-легенда, которая раскрывает ее смысл, суть.

В 1992 году, с началом гражданской войны, художник покинул Таджикистан, переехав в Москву, а потом в Тюмень, но среднеазиатская тема осталось для него главной: «Таджикистан – моя родина, мой рай. Там тепло. Там солнце, фрукты, ослепительные краски — алый, лазоревый, желтый...».

Во всем творчестве Владимира Глухова, звучит его песня – песня дервиша, но дервиша мудрого и образованного, познавшего все искушения ХХ века, испытавшего на себе все его беды и ужасы войны. В работах его чувствуется твердая рука и академическая школа (особенно в графике). Живописные же работы вместили в себя весь диапазон: восточный лубок, изысканная персидская миниатюра и даже религиозная монгольская живопись.

Изобразительные композиции Владимира Глухова лаконичны, построены простейшими формами, ярки по цвету. Характерным приемом является, как правило, напоминающее узор таджикских тканей небо или иное воздушное пространство, взвивающееся вихрем, по диагонали полотна. В работах Владимира Глухова соблюдено равновесие двух несовместимых тенденций: одновременного стремления к абстракции и реализму. Все это порождает новый стиль, объединяющий классическое искусство, символизм, реализм и народный орнамент, такой характерный для окраски тканей и декоративно-прикладного искусства Таджикистана.

Помимо живописного таланта, Владимир Глухов наделен и ярким литературным даром. Его книга – альбом «Качим-Керемек» будет представлена вниманию зрителей выставки и посетителей музея. Уникальное издание содержит истории – притчи художника, его путевые заметки и, конечно, иллюстрации (живописные работы и графика).

В 2016 году работы Владимира Глухова привлекли внимание в США и экспонировались на персональной выставке художника в музее MoRA (Museum of Russian Art, NJ, USA). В 2017 г., благодаря поддержке Министерства Культуры РФ, а также деятельности Фонда поддержки искусств и музейной деятельности «Русские Меценаты» проект «Дорога домой» экспонировался в Государственном Музее Востока (г. Москва).

Читайте также:


115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru