Саратов 19 августа 2014, 01:50

Уровень глума

В жаркую пятницу 15 августа в Саратове состоялся фестиваль кино. Судя по количеству зрителей - это событие давно ждали в нашем городе. Сайт The Saratov Room попросил анфан террибль провинциальной журналистики Женю Огонькова рассказать о том, что происходило на фестивале и вокруг него.

Саратов прекрасен летом, он цветет и живет, изрыгая смог и задыхаясь от сентиментальности. До заката солнца город молчалив, как холмы Берна и нетороплив, как река Ши. С темнотой, он все больше напоминает нож Жана Жене: резкий, острый и смешной. Но чаще всего – это огромный паноптикум, где люди со скукой взирают друг на друга, ожидая предательства или наказания. Городу не хватает карнавального хохота с его «вселенским обновлением», искусство: кино, музыка, театр - только предлог, чтобы заново рассмотреть себя и других. С одной стороны, кинематограф дает возможность уйти от запретов, с другой - навязывает определенное мировоззрение, поведенческие штампы, чувственную культуру. Молодые знают об этом и стараются обойти все смысловые ловушки. Поэтому они с нетерпением ждут независимого кино, которое расскажет о настоящей жизни, а значит - и о них.

Кино не заставило себя ждать.

И кино не заставило себя ждать. В Саратов приехал «Первый в мире фестиваль уличного кино». Разумеется, мир знал и другие кинофестивали, которые проводятся под открытым небом достаточно давно. Их десятки, если не сотни. Наиболее известные в Локарно и Пуле, где я случайно наступил на ногу Абелю Ферраре, а извиняться не стал. И далеко не первый в России, например можно назвать «Empire Open Cinema» и «Summer Times». Но вы же понимаете, что дело тут не в названиях. Я написал «приехал», извините, это не совсем точное определение. Представитель фестиваля Александр Щеряков сообщил, что импровизированный "кино-караван" сломался по дороге. Доехала только одна флешка.

Конечно, было бы неплохо, если бы в грузовике с логотипом фестиваля ехали: экран, звуковое оборудование и группа техников, как самый скромный минимум, необходимый для проведения таких мероприятий под открытым небом. Непонятно, что с собой везли организаторы, кроме собственных амбиций. Наверное, все это место занимал бриллиантовый флеш-накопитель, спрятанный в хрустальном яйце внутри огромного золотого жирафа, который спал на бархатных подушках. Из десяти заявленных фильмов было показано только девять. Но, кажется, никто не обратил на это внимания, как и на то, что представитель фестиваля на него вообще не пришел.

 Появление голого человека на экране может привести в дикий восторг.

Надо отдать должное изданию The Saratov Room, они с самого начала чрезвычайно серьезно отнеслись к идее кинофестиваля, и, благодаря им, люди смотрели кино, а я смотрел на людей. Экран установили на Набережной космонавтов. Правда, там до начала показа обосновались кришнаиты, их двухчасовые песни напомнили нам, что не только кино - великая иллюзия, но и вся наша жизнь. Позже сюда стали подтягиваться люди на велосипедах, влюбленные парни крепче обнимали своих подруг, и только один юноша жалостливо спросил у своей избранницы в полутьме: «Ты, что, серьезно хочешь остаться и смотреть кино?».

Он был не единственным, кто уже после первых двух фильмов понял, что темные улицы и занятия сексом предпочтительнее кинофестиваля. Люди пришли сюда явно не для того, чтобы наблюдать за нудными штампами в духе школьных сочинений. Навязчивая и неубедительная игра актеров, достойная саратовских театров, не раздражала, а скорее вызывала легкую улыбку. Кстати, кто и каким образом отбирал фильмы, нам неизвестно, организаторы оставили этот вопрос без ответа. Понятно только одно: в Саратове настолько не хватает воздуха, что люди никуда не уходили, им было приятно осознать себя частью магического процесса.

Небольшое наблюдение: появление голого человека на экране может привести в дикий восторг, особенно если до этого вас загрузили унылыми баснями про то, как советские люди никак не могут потрахаться. Годар говорил: «Сейчас все большему количеству людей кажется, что они знают, как снимать кино. И если бы все эти люди занимались самолетостроением, то самолеты падали бы при первом же взлете». Кто-то в толпе иронично заметил, что теперь саратовские страдания проходят на улице.

Основная идея показов заключалась в том, что лучший фильм зрители могут выбрать с помощью звуковых колебаний: шума, крика, аплодисментов - а специальный прибор будет считывать этот уровень. Жаль, что саратовские зрители слишком чувствительны, они живо реагировали на фарс и скуку на экране, аплодисменты звучали все время. Каково же было мое удивление, когда оказалось, что во Владивостоке уже есть фестиваль под названием «Уровень шума», который придумали и реализовали ученики киношколы «Кинокурс». Как ни странно, в основу оценочной части фестиваля был положен схожий принцип зрительского голосования. Чтобы узнать, связаны ли между собой эти две площадки, я связался с президентом Фонда поддержки молодого кино дальнего востока Тихоном Макаровым. Он сообщил, что представители организации «Патриоты Приморья» обращались к нему с предложением о сотрудничестве, но он отказался. А по поводу сложившейся ситуации заметил:

"Произошло грубое нарушение наших интеллектуальных прав. Данный формат голосования является нашей авторской идеей, реализованной еще в 2013 году. Я считаю, что нужно заниматься реализацией своих проектов, а не воровать чужие. "Уровень шума" - это для меня очень личный проект, в который вложены силы более 20 человек. Я думаю, в следующий раз, прежде чем сотрудничать с данным персонажем, многие люди задумаются, стоит ли им это делать". Какая судьба ждет фестиваль в дальнейшем, неизвестно, и следить за ней мне неинтересно. Конечно, место для показа в Саратове было выбрано не самое удачное, (это был второй после заводского вариант, согласованный администрацией). Желтый свет фонарей мешал целиком погрузиться в кино, мимо постоянно проезжали автомобили, которые даже не думали глушить громкую музыку. Несмотря на все это, фестиваль состоялся, люди медленно расходились, только один киноман остался лежать на постаменте в окружении голубых шариков. Чувак был в гавно, наверное, от любви к кинематографу.

P.S. Редакция TSR благодарит за помощь в подготовке и проведению фестиваля кофейню Love-Coffee, компанию Dream Box, Хостел Like, сообщества Типичный Саратов и Велосипедный Саратов.

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru