В день двухсотлетнего юбилея со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева, 9 ноября в 17:00, в Радищевском музее открывается выставка «И.С. Тургенев и А.П. Боголюбов». Великого русского писателя и знаменитого художника, основателя Радищевского музея связывали тесные дружеские отношения. Они познакомились во Франции в начале 1870-х годов, вместе проводили свободное время, решали вопросы бытования русских живописцев за границей. И.С. Тургенев и А.П. Боголюбов стояли у истоков основания Общества взаимного вспомоществования русских художников в Париже, где Боголюбов был одним из учредителей, а Тургенев – секретарем. Подробнее об этом нам рассказали в пресс-службе Радищевского музея.
Иван Сергеевич Тургенев проявлял большой интерес к живописи и коллекционировал картины. Он горячо поддерживал идею Боголюбова о создании в Саратове первого общедоступного музея. Выставка посвящена последним десятилетиям жизни знаменитого литератора, его тесному общению с парижским кружком русских живописцев.. В зале представлены произведения мастеров, которых высоко ценил великий русский писатель – живопись и графика А.П. Боголюбова, И.Е. Репина, Н.Д. Дмитриева-Оренбургского, А.А. Харламова, керамические пласты с росписями И.П. Похитонова.
На выставке также экспонируются написанный по заказу П.М. Третьякова «Вид имения И.С. Тургенева Спасское-Лутовиново» кисти Н.К. Бодаревского; выполненный известным скульптором Р. Бахом бюст писателя; его портреты, среди которых особое место занимают карандашные наброски М.М. Антокольского, автошаржи самого И.С. Тургенева и рисунок пером И.Е. Репина.
Выставка приоткрывает еще одну грань разностороннего дарования Ивана Сергеевича Тургенева – театральную. Известно, что Тургеневым написано много драматических произведений. В 1860-е годы он создавал либретто к музыкальным пьесам Полины Виардо, которые ставились в узком кругу на вилле писателя в Баден-Бадене. В экспозиции представлена афиша к одной из таких постановок - оперетте «Trop de Femmes» («Слишком много жен»).
Часть выставочного пространства посвящена теме охоты, которой так увлекался знаменитый русский литератор. Особое место здесь занимают дружеские шаржи А.П. Боголюбова на Тургенева и других участников охоты, состоявшейся в 1879 году в имении барона У. Гинцбурга в Шамбодуане. Варианты этих зарисовки вошли в большой альбом, поднесенный впоследствии А.П. Боголюбовым великому князю Николаю Николаевичу. Видимо, эта поездка в Шамбодуан подтолкнула Боголюбова к написанию большого натюрморта с охотничьими трофеями (жанра, довольно редко встречающегося в творческом наследии живописца). Охотничьи сюжеты представлены также на керамических пластах, украшенных росписями А.П. Боголюбова и И.П. Похитонова.
Когда в 1883 году великий русский писатель скончался от тяжелой болезни, Боголюбов очень тяжело переживал эту утрату. «Такое чувство грусти повторилось со мной в третий раз — когда я закрывал глаза матери, другой — когда умерла жена, и третий — когда я простился с Иваном Сергеевичем»,— писал он в своих мемуарах. Боголюбов был на прощании с И.С. Тургеневым, которого отпевали в Париже, в соборе Александра Невского. После того, как прах великого писателя был отправлен на родину и в Петербурге прошли пышные похороны, Боголюбов старался сохранить память о своем друге. В первые же годы работы Радищевского музея в Саратове усилиями А.П. Боголюбова был организован памятный тургеневский уголок, где экспонировались личные вещи писателя (стол орехового дерева и стул из его кабинета, мантия Оксфордского университета, охотничье ружье и ягдташ), скульптурный бюст работы М.М. Антокольского и посмертная маска. В 1919 году эти мемориальные экспонаты были переданы в музей Саратовского университета, а в 1930-е годы оказались на родине литератора, в музеях Орла и Орловской губернии.
Представление о том, как выглядел «тургеневский уголок» дают экспонируемые на выставке фотографии. Уникальным экспонатом является адресованное Боголюбову письмо Полины Виардо, в котором известная певица выражает согласие передать ему личные вещи Тургенева для будущих поколений.
Основные темы выставки – взаимоотношения И.С. Тургенева и А.П. Боголюбова, И.С. Тургенев и общество русских художников в Париже, И.С. Тургенев как автор либретто к опереттам П. Виардо, И.С. Тургенев и тема охоты, история «тургеневского уголка».