«Невежество всегда обладает большей уверенностью, чем знание». - Чарльз Дарвин
Человек часто неадекватно оценивает других, а еще чаще - самого себя. Профессионалы нередко считают себя бездарями, а те, кто ничего из себя не представляют, ведут себя так, будто они гениальны. Почему так происходит?
Что такое эффект Даннинга-Крюгера?
Явление, когда дилетант, недалекий или просто недостаточно опытный человек себя переоценивает, называется эффектом Даннинга — Крюгера. Это метакогнитивное искажение (или, проще говоря, искажение умственное), причина которого заключается в том, что у человека не хватает знаний для того, что бы оценить свои умения в той или иной области.
Каждый из нас в чем-то недалек (ведь мы не можем знать и уметь всего на свете), и каждый из нас на собственной шкуре испытал этот эффект. Ведь у нашего мозга существует тенденция поддаваться этому эффекту. Наш мозг (наше сознание) создает множество ментальных моделей на основе полученной из вне информации. И если информации было получено мало, то ментальная модель может очень сильно отличаться от реальности. Иначе говоря, наши субъективные представления заменяют нам объективную реальность.
Соответственно, нам иногда бывает очень трудно оценить собственные возможности в той или иной области объективно: из-за выстроенной нами иллюзорной ментальной модели мы можем не понимать собственных ошибок. А непонимание ошибок приводит к убеждённости в собственной правоте, а, следовательно, повышению уверенности в себе и осознанию своего превосходства. Но, если человек продолжает усердно (именно усердно) получать знания и работать над собой, то его ментальная модель может измениться – он может избавиться от искажения, что со многими из нас время от времени и происходит.
Но все же интересно, почему компетентные люди склонны занижать свои способности в достижении успехов?
На этот вопрос ученые Даннингер и Крюгер также нашли ответ. Они выяснили, что наиболее компетентные студенты достаточно точно знают себе цену, но считают свои способности обычными, не отличающимися от способностей других, поэтому и занижают свой относительный результат, более того, они склонны предполагать, что и окружающие оценивают их способности так же низко, как и они сами. Что примечательно, наиболее некомпетентные - катастрофически ошибаются в предсказании своих успехов, недооценивают способности других и не меняют оценок после столкновения реальностью (то есть после того, как их, как котенка ткнули носом в ошибку).
В какой же момент любой из нас может столкнуться с эффектом Даннинга-Крюгера?
Границу между новичком и любителем, мастером и экспертом не всегда легко распознать. И чем дальше вы продвигаетесь, тем больше времени займёт переход от одной ступени к другой. От новичка до любителя в любой области знания всего один шаг. И именно на этом этапе ярче всего выражается этот эффект. Обратите внимание, кто чаще всего в каких-нибудь пабликах во "ВКонтакте" ставит диагнозы, дает советы, выдвигает предположения по тем или иным вопросам? Это либо студенты 2-3 курса, либо просто любители, начитавшиеся форумов. И довольно редко профессионал выскажет мнение.
Но это ещё не совсем страшно, очень страшно то, что люди располагающие к себе, но некомпетентные, лезут лечить родственников от болезней, управлять компаниями, пудрят мозг людям недостоверной информацией, пытаются принизить достижения профессионалов. Это очень страшно.
Почему одни люди могут преодолеть этот эффект, а другие не могут?
Вот тут существует огромная масса причин. А именно: воспитание; всякого рода социальные факторы, такие как окружение; выраженный механизм психологической защиты - отрицания, индивидуальные особенности функционирования нервной системы, характер, интеллект.
Что касается механизма отрицания: наш мозг (мозг каждого из нас) часто может блокировать информацию, которую нам не хотелось бы знать. У некоторых людей этот механизм более выражен, и для некоторых осознание того, что они в чем-то некомпетентны, крайне болезненно, поэтому они-то и не могут развиваться дальше, ведь для того, чтобы превратиться в чем-то из новичка в профессионала и расти дальше, нужно начать понимать, что вы знаете ещё совсем мало. А это, порой, очень болезненно для некоторых, поэтому они и игнорируют, избегают информацию, которая разоблачает их некомпетентность (этого они не осознают).
Что касается воспитания, то тут на ребенке могли сказаться постоянная незаслуженная похвала, постоянное подчеркивание ребенку того, что он особенный и лучше, чем остальные. Например, бывшие школьные отличники часто уже во взрослом возрасте сталкиваются с эффектом Даннинга-Крюгера и не могут его преодолеть; часто в университете они превращаются в троечников, продолжающих считать себя самыми умными. Им не хочется прикладывать больше усилий к деятельности, ведь им уже когда-то сказали, что они самые-самые лучшие, зачем еще кому-то что-то доказывать? Так они и остаются на прежнем уровне.
Ну, и очевидно, что чем менее человек образован, чем меньше он стремится к самообразованию, тем более он подвержен этому эффекту. С возрастом человеку становится все сложнее преодолевать эти ментальные ошибки, если он не развивался в течение всей жизни.
Как же бороться с ДК-эффектом?
Не выражайте мнения по вопросам, в которых недостаточно разбираетесь. Недостаток информации или информация, искаженная СМИ, являются опасной штукой. Если вы будете занимать определенную позицию по вопросам, о которых у вас мало достоверной информации, наступает риск проявления Даннинг-Крюгер эффекта. Поэтому ищите объективную правду в наиболее качественных ресурсах - таких, как, например, научные исследования.
Не имейте догм. И даже если вы в чем-то твердо убеждены, попробуйте допустить, что вы ошибаетесь. Всегда признавайте возможность существования у вас этого эффекта. Ставьте под сомнение свою интуицию и субъективное мнение. Ищите правду и объективное мнение. Сравнивайте себя с талантливыми людьми, прислушивайтесь к ученым. И, конечно же, учитесь, образовывайтесь, становитесь более компетентными, тогда сможете оценивать себя объективно.
Текст: Нелли Фрейд