Эльфы-готы, поющие на японском рыбки, квест от самого дьявола и моноскоплический атом в бургере… Что происходило на лаборатории по пьесам саратовских подростков «Школьная драма. Новая версия» — свидетельства очевидца и фотографии Вячеслава Сторожева.
В середине апреля в Саратове на сцене двух театров играли пьесы, написанные саратовскими подростками. Необычный театральный и педагогический проект «Школьная драма. Новая версия» проводило Саратовское отделение Союза театральных деятелей РФ. Осуществить его в нашем городе позволила поддержка гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
Саму идею проекта его инициаторы, саратовские драматурги Игорь Игнатов и Анастасия Колесникова позаимствовали у англичан. Программа под оригинальным названием Class Act уже не раз проводилась и в России, но обычно проходила в формате творческого десанта, за неделю-полторы интенсивной работы от старта до финала. У нас же решили попробовать работать с подростками в течение целой учебной четверти, сначала погрузиться вместе в искусство драматургии и театра, а после попробовать свои силы в написании собственной пьесы.
На эксперимент решились две школы — Лицей № 15 и Лицей № 107. Поначалу театральной бациллой пытались заразить целые классы, но со временем в проекте остались восемь самых восприимчивых к театру девочек, остальные поддались эпидемии гриппа или другим болезням нашего времени – прокрастинации, лени или, наоборот, чрезмерной занятости.
Так появились семь пьес (одна написана в соавторстве), которые в формате творческой лаборатории были представлены на сцене двух партнёров проекта — Саратовский муниципальный Новый драматический театр «Версия» и Детское театрально-концертное учреждение (в здании старого ТЮЗа). За эту задачу с энтузиазмом взялись режиссёры Татьяна Чупикова и Алексей Чернышёв, художник Ольга Колесникова, а также четыре десятка артистов: шесть молодых актёров театра «Версия», и большая компания взрослых и юных артистов из ДТКУ.
Тему и сюжеты для своих пьес участники выбирали самостоятельно, задача драматургов-педагогов состояла в том, чтобы помочь развить истории и соблюсти законы драматургии. О чём же написали подростки?
Конечно, о себе! Герои абсолютно всех семи пьес – ровесники авторов. Этот простой факт хорошо бы иметь в виду всем театрам, которые жалуются на недостаток интереса к ним у подростков. Подросткам интересно смотреть в театре на самих себя, а не на высокие идеалы прошлого.
Воплотить такое жанровое разнообразие на сцене было делом непростым. Татьяна Чупикова, актриса ТЮЗа и Версии, активно включила в свои эскизы по четырём доставшимся её театру пьесам видеопроекцию. Причем, к большому удивлению детей, показы сопровождались клипами их любимых исполнителей и аниме-вставка. Это тоже показательно, театр на самом деле до такой степени не интересуется тем, что любит его зритель, что от него этого совершенно уже и не ждут. Театр отдельно, k-pop отдельно. Да почему же, собственно, не вместе? Во всех четырёх пьесах в Версии сыграли шесть артистов, каждый из них вышел на сцену в разных ролях, но к каждой пьесе они отнеслись с одинаковым энтузиазмом и вниманием. Собственно, показы Версии были очень актёрскими, все пьесы были решены «по-взрослому» в ключе психологического театра. Каждый персонаж, будь то четырехлетка или Мефистофель, получился полнокровным, живым, со своей изюминкой.
Алексей Чернышёв, главный режиссёр Детского театрально-концертного учреждения, предложил к каждому эскизу очень жёсткую режиссёрскую конструкцию. Уловив кино-мотивы в детских пьесах, он поставил две пьесы в стиле ужастика и криминальной драмы в стиле Тарантина. Ещё одна, сказочная история решена в стилистике игрового театра, условно и минималистично. Актёрские работы также на высоте, причём юные актёры ничем не уступают старшим коллегам — они легко чувствуют жанр, жёстко следуют застроенному режиссёром рисунку, которого требует жанр, а также блестяще поют, танцуют и играют на музыкальных инструментов. Час показа в зале не стихали смех зала и аплодисменты.
Авторы остались довольны воплощением своих текстов на сцене, а театры – может, быть, неожиданно для себя – вдохновлены и воодушевлены такой прямой встречей со своими зрителями. Надеемся, что возникший в итоге взаимный интерес со временем будет только усиливаться.