Саратов 1 июля 2014, 20:12

Забытые вывески

sar_tab_1

Есть такой вселенский закон – со временем все портится. И если взять за основу мысль, что этот мир изначально создан красивым, можно с высокой точностью утверждать, что и его красота становится все более сомнительной. Еще полсотни лет назад мы видели спокойное и ровное лицо города, улыбающееся прохожему. В наши дни он напоминает кибер-панковского подростка на роликах, пытающегося надеть на себя все и сразу. При чем желательно китайское и желательно копеечное. Разглядывая бесконечно приятные осколки ушедшего прошлого, можно найти красноречивые доказательства этого факта. Сегодня Никита Музалевкий расскажет о вывесках.

Вывеска – не просто лицо магазина.

Представьте себе, что когда-то давно саратовская городская среда создавалась не для моллов, торговых и бизнес центров, а для людей. Дома строились, чтобы в них приятно было жить, улицы, чтобы человек чувствовал себя человеком, а не пользователем плохо сконструированного сайта. Архитекторы планировали наш с вами город, выстраивали линии проспектов, предполагали перспективу развития городской инфраструктуры. Но они не учли лишь один момент – на любой, даже самый престижный автомобиль, всегда можно набросить дешевый, промасленный, безвкусный чехол. Что и произошло.

Вывеска – не просто лицо магазина. В этом объекте дизайна заложена психология владельца – насколько он уважает своего покупателя и город, насколько он уверен в своем деле. Современная ситуация проста. В большинстве своем, владельцы малого бизнеса до невероятности жадны и скупы. В первую очередь, когда речь заходит о «лице» заведения, хозяина интересует цена вопроса. Как правило, каждый из этих людей соглашается на беспроигрышный в финансовом отношении вариант – оракал (самоклеящаяся пленка), пластик, изредка световой короб и (если совсем все плохо) баннерная ткань. Для изготовления таких вывесок используются самые дешевые современные материалы. Сроки изготовления – минимальны. Не думая о клиентах, прохожих, городском облике, без души и сердца монструозные конструкции гордо воздвигаются над входом в очередной коммерческий ад. Но через год, баннерная ткань выцветает, оракал под воздействием осадков и перемены температур скатывается в липкие клочки, уличная пыль и грязь плотно въедается и стирает глянцевую поверхность пластика. Просто потому, что владелец бизнеса не предполагал, что его дело проживет больше года. А ухаживать за своим «лицом» он не хотел – это еще деньги. В лучшем случае, он заказывает копию вывески еще на год, в худшем – все остается как есть, пока название магазина окончательно не исчезнет с фасада здания.

Дизайн должен быть ясным и чистым.

Кстати, о названии. Раньше, вывеска была информационным носителем. Она рассказывала о том, какие товары или услуги можно здесь приобрести. Ни больше, ни меньше. Для этой цели достаточно было «набрать» название определенной гарнитурой и повесить на здание. Если вы приглядитесь, то заметите, что на каждой вывеске наших дней практически не бывает просто названия. Это всегда логотип. Помимо наборных букв, будет задействован какой-нибудь символ, «фончик», «элементик» (а то и несколько), ну и много-много эффектов – «тенюшек», «свечений», обводок и еще куча всякого халама. Дизайн должен быть ясным и чистым. Всегда. И если вывеска решает свою задачу при помощи огромного количества графического мусора – значит это неправильное решение задачи.

Посмотрим на забытые вывески советского городского пространства. Каждая из них – произведение ручной работы. Тогда не было возможности открыть графическую программу на компьютере и быстро набрать название, перебрав добрую сотню шрифтов. В мастерских существовали образцы шрифтов. Иногда из них чертили что-то свое, стараясь разнообразить скучный набор одинаковых букв. Но вы только посмотрите, с каким уважением и любовью к людям и городу решалась задача вывески. Первое правило – никакой печати. Только объемные буквы из устойчивых к осадкам и температуре материалов – стекло и железо. Их легко мыть и перекрашивать. Если одна из букв пострадает от большого упавшего сугроба – не надо будет менять всю вывеску, а только заменить элемент.

Foto_01

Это пример нарисованной вывески. Она находится на фасаде много лет, ее давно не обновляли и не подкрашивали и все равно название прекрасно читается, даже с противоположной стороны улицы.

Foto_03

Преимущество объемных букв еще и в том, что общая композиция вывески никак не портила архитектурный облик здания. Благодаря воздуху между буквами, вывеска гармонично сливалась с телом фасада, максимально естественно «вырастая» из него.

Foto_05

Еще одна отличительная особенность некоторых советских вывесок – вертикальное расположение. В современном дизайне таких примеров почти невозможно встретить. А, между прочим, этот прием говорит о теплом отношении к прохожим – клиент прочитает название за две секунды, двигаясь вдоль здания. Ему не нужно будет выкручивать голову, стараясь увидеть огромную горизонтальную ленту букв, приклеенную к длинному фасаду.

Foto_06

Эпохи сменяли друг друга, менялась власть, представления о вкусах и эстетике. Снегопады сменялись дождями и палящим солнцем. Магазины и салоны закрывались и открывались. И до сих пор на некоторых зданиях города можно найти обветшалые за десятилетия, но все еще живые вывески прошлого.

Очень хочется подуть на Саратов, чтобы бесчисленные оракаловые наклейки слетели с прекрасного тела города, обнажая великолепные шедевры провинциальной купеческой и немецкой архитектуры. Прекратив унижать жителей просмотром картинок из воспаленной фантазии безграмотных дизайнеров.

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru