Экологический след российских регионов растёт год от года. Многие территории уже не способны справляться с нагрузкой - возобновляемых ресурсов становится всё меньше, а спрос на них всё больше. Согласно докладу WWF России, наиболее сложная ситуация наблюдается в Ямало-Немецкого автономном округе, Петербурге и Москве. Вплотную к "группе риска" подошли субъекты Южного и Северо-Кавказского федеральных округов и регионы Центрального и южной части Уральского округов.
Как поясняет старший координатор программы "Зелёная экономика" WWF России Павел Боев, экологический след измеряется в глобальных гектарах. Грубо говоря, это площадь, которая нужна, чтобы обеспечить человека нужными ему вещами и питанием, а также, чтобы переработать отходы и CO2. В среднем, на одного москвича требуется 5,9 глобального гектара в год, что довольно много. Авторы доклада отмечают, что если бы каждый житель планеты потреблял столько же ресурсов, мировой экономике понадобилось бы 3,3 планеты (в целом, сегодня человечество использует ресурсы 1,6 планеты).Тем не менее, благодаря таким регионам как Чукотка, Ненецкий АО и Республика Саха (Якутия), в целом страна потребляет меньше ресурсов, чем способны воспроизвести её экосистемы. Но ситуацию необходимо менять, в первую очередь законодательно, говорит доктор биологических наук Григорий Ветров. "Конечно, Россия очень не экономно привыкла расходовать свои ресурсы. В силу того, что мы никогда не испытывали в них недостатка, как, к примеру, японцы, мы относимся к природе очень халатно. Это проявляется на бытовом уровне, когда у нас в природоохранной зоне может валяться мусор, бушуют лесные пожары из-за брошенных окурков, загрязняется вода и так далее. Но главное, что у нас не действуют законы, которые должны защищать окружающую среду. Вредные производства могут находиться в черте города и даже по соседству с фермами или жилыми домами. Очистные сооружения могут не меняться на них десятки лет. В первую очередь, мы думаем об экономических выгодах, а в последнюю о том, как появление того или иного производства может сказаться на экологии, на здоровье людей. Даже парижское соглашение по климату мы не ратифицировали. Потому что основным его условием является снижение объёма выбросов в атмосферу, а наши бизнесмены выступают против - мол, на прибыли плохо скажется. Вот пока у нас не будет жёстких законов в этой сфере, чёткой экологической стратегии, му будем катиться вниз по наклонной", - заявил в интервью Noteru.com эксперт.
О том, что экологическая ситуация в стране накаляется, говорят и представители контролирующих органов. Однако, полномочия природоохранных инспекторов год от года только урезаются. "У нас с 2005-ого года идёт урезание штата, сокращения количества контролирующих органов в природоохранной сфере. Были надежды, что что-то изменится в 2013-ом году, объявленном Годом экологии, но вместо расширения полномочий нам урезали возможности по защите особо охраняемых территорий. Надежд на изменения в 2017-ом, также объявленным Годом экологии, особых нет. Сами посудите, что мы сейчас можем? Проверки можем проводить только плановые - на предприятиях к ним готовы, нагрянуть внезапно можно только с разрешения прокуратуры, а там, как правило, уже всё схвачено. Штрафы за превышения вредных веществ в тех же выбросах просто смешные - предприятиям-гигантам проще их заплатить, чем тратиться на установку нового оборудования. Вот и получается, что руки связаны", - рассказала Noteru.com инспектор природоохраны в Новосибирске Юлия Карбышева.
В свою очередь, в WWF отмечают, что положительные сдвиги всё-таки есть, хотя и не такие глобальные, как хотелось бы. Так, на уровне Москвы в последние годы снизился экослед транспорта (прежде всего, из-за развития общественного транспорта). "Об экологии всерьёз уже стали задумываться, но до решительных действий пока далеко. Какие-то меры, по переработке мусора, снижению выхлопов в атмосферу пытаются предпринимать, в первую очередь, в столицах. На периферии, к сожалению, ситуация куда более плачевная. Крупные производства больше делают вид, что соблюдают экологическое законодательство, а на самом деле находят лазейки, вступают в сговор с местными властями, которые не очень-то дальновидны и тоже ищут сиюминутную экономическую выгоду. Стране нужна стратегия. Причём не просто какой-то план на бумаге, а вполне реальная инструкция к применению. В противном случае, мы можем ещё прожить лет 50 так, как сейчас, а потом грянет катастрофа", - резюмирует активист Евгений Котов.
Обозреватель Noteru.com Анна Тимофеева