Политики подали жалобу в ЕСПЧ на применение властями технологии распознавания лиц во время сентябрьского митинга в Москве. Иск был направлен бывшим замминистра энергетики Владимиром Миловым и общественным деятелем Аленой Поповой, сообщает РБК со ссылкой на правозащитную группу «Агора».
Глава международной практики организации Кирилл Коротеев сообщил, что это первый подобный иск в отношении России и в практике ЕСПЧ.
Напомним, что в Москве 29 сентября прошлого года состоялась согласованная акция протеста на проспекте Сахарова, посвященная итогам выборов в Мосгордуму. Участники акции заметили видеокамеры на рамках металлоискателей, которые были установлены на территории митинга.
Политики отмечают, что именно в этот день в России была использована технология массового распознавания лиц. Владимир Милов и Алена Попова потребовали cуд рассмотреть законность использования камер. В качестве ответчиков выступали ДИТ Москвы, Роскомнадзор и столичное ГУ МВД.
Политики отметили, что не давали разрешение на распознавание на городских камерах и указали на небезопасность использования подобной технологии из-за возможных утечек данных.
Полиция и мэрия подтвердили, что камеры были оснащены данной технологией.
«Система видеоаналитики в Москве используется в соответствии с законодательством Российской Федерации» и работает исключительно в интересах обеспечения безопасности жителей столицы»
Департамент информационных технологий мэри Москвы
Савеловский и Тверской суды сочли использование распознавания лиц обоснованным и не нарушающим права граждан, после чего решения были утверждены Мосгорсудом. В Савеловском суде в качестве аргумента добавили, что технология обладает точностью лишь 65%.
Попова и Милов полагают, что сплошное применение технологии распознавания лиц на митинге 29 сентября является нарушением права граждан на охрану частной жизни (ст. 8 Европейской конвенции), а невозможность избежания идентификации при походе на акцию — нарушением права на свободу собраний (ст. 11).
«Ни власти Москвы, ни МВД не указали причин, почему (для массового распознавания лиц) была выбрана именно эта акция. Никакой информации о конкретных угрозах общественному порядку предоставлено не было. <…> Демонстрация была анонсирована как крупное собрание политической оппозиции, поэтому неизбирательное использование технологии распознавания лиц привело к сбору биометрических данных о тысячах сторонников оппозиции», — сказано в документе «Агоры».