С весенним туром "Дети Депардье" в Екатеринбург приехали питерский поэт Иван Пинженин и музыкант Гриша Басов. Их маршрут лежит от Петербурга к Новосибирску, через все крупные города, где они сеют поэзию в барах.
- Почему "Дети Депардье"? Это потому, что у Гриши нос, как у Депардье, а у меня живот, как у Депардье, - самоиронично рассказывает Пинженин.
Мы с Гришей в поезде репетировали, что на случай, если никто не придёт, я читаю стихи ему, а он играет для меня. И очень хорошо, что вы пришли. Это, видимо, из-за того, что вы перепутали нас с Иваном Дорном. Просто на афише фотографии похожи, поэтому так много людей.
![6](https://static.dailymoscow.ru/uploads/ekb/2014/04/61.jpg)
Мне с каждым годом нелегко
Сдержать обещанное слово.
Мой мир как будто нарисован.
Я в нем в печали и в трико.
Под медленную ритмичную музыку каждая строчка слышится как-то по-особенному. Читать стихи на бумаге – это одно. Слушать, как голос поэта сливается с музыкой и обретает иное настроение – совершенно другое.
Музыкальная поддержка вечера – друг Вани и гитарист группы "АлоэВера" Гриша Басов.
- Гриша очень долго не соглашался поехать в тур, но когда я сказал, что мы поедем в Екатеринбург, и там будет Пицца Мия, и он сможет заказать свою любимую "Деревенскую", только тогда он согласился. Но потом его добили, конечно, "Посикунчики" - такое заведение в Перми.
Настроение Пинженина очень сложно уловить: вот вроде бы он рассказывает весёлую историю про соседку, которая готовит драники по скайпу с мамой из Казахстана и тычет айпэдом в сковороду. Смеётся, и зал смеётся вместе с ним. А в строчках где-то между словами "рагу" и "хмели-сунели" - неожиданно закравшаяся тоска. Или наоборот: стихотворение о старении и смерти, от которого у слушателей слёзы на глаза наворачиваются, а у Вани в глазах какое-то светлое счастье.
- Твои стихи создают впечатление, будто этот мир очень жесток, и в нём сложно выжить. Почему так?
- Нет, это не так. Это только впечатление. Может быть, конечно, мир и жесток, но у меня такого чувства нет, когда я пишу стихи. Может, музыка грустная, (смеётся) но это к Грише все претензии. Если была бы другая музыка, например, вот такая – Ваня показывает рукой вокруг, имея в виду лёгкий джаз, который фоном играет в заведении, - всё было бы совершенно по-другому. Стихи бы говорили совсем другое.
- Я слышала у тебя стихи от женского лица. Вжиться в роль женщины - что для этого нужно сделать? - Ну иногда бывает такое, жена, подруга или мама могут сказать: "Да представь себя на моём месте!". И ты думаешь: "а блин..!!" Ну вот. И всё. Так и получается.
- Тебя пришло слушать довольно много людей. Почему люди вообще приходят слушать стихи? Поэзия становится модной? - Нет, поэзия - это не модно. Это вы просто не были в Ярославле, когда нас послушать пришло десять человек. Но и это нормально. Модно становится ходить на стихи. Это хорошее времяпровождение.
- То, что ты сказал вначале, что боялся, что люди не придут, - это действительно так?
- Ну да, у нас были города, в которых приходило очень мало людей. Но это зависит не только от нас. Не значит, то есть, хорошие или плохие стихи. Это зависит от организаторов, от погоды. Дождь, град, доллар, Крым…
Екатеринбуржцев Крым, к счастью, волнует меньше, чем простые истины Ваниных стихов.
- Следующий стих написан про жителей города Тугулым. Это на границе Тюменской и Свердловской областей, но, я думаю, что и мы в нём увидим себя.
Здесь каждый второй пишет стихи И считает, что он лучше других. Здесь каждый третий ездит в метро, Но пьет только виски и «куантро». Здесь каждый четвертый заходит в музей, Только когда приводит друзей. Здесь каждый пятый делает что-то, Лишь бы в неделю пять дней не работать. Здесь каждый шестой остается собой, Только неясно где гёрл, а где бой. Здесь каждый седьмой встает в семь утра, Потому что домой собираться пора. Здесь каждый восьмой не в ладах с головой И делает вид, что так надо. Здесь каждый девятый доволен собой, Доволен, что вышел из стада. Здесь каждый десятый способен на подвиг, Но берет еще две и садится во дворик. Среди этих людей я номер один. Поменьше иллюзий, юный кретин.
Фото Елизаветы Парамоновой